Александр Жибров
Балхашская метеослужба
Вся наша метеослужба страдала только одним недостатком – «большой любовью к зеленому змию». Отсюда и все «веселые» моменты, которые, хочешь – не хочешь, но остались в памяти. Правда был среди них один, «который не стрелял», звали его Игорь (если я не ошибаюсь), молодой старший лейтенант, который никогда не был замечен в этих делах. Правда и он один раз «спалился».
Начальник метео (капитан). Я его практически не помню, так как он или был в запое, или выходил из него. Но запомнился он на одном построение, когда его вывел командир, за большой скандал… На лице красовался такой внушительный синяк в пол-лица, что, думаю, помнят многие. Да и бланш этот ему поставил сам командир полка. История не важна, но получил он абсолютно заслуженно. Вскоре после этого случая начальник был переведен к «новому месту службы»…
Саша Балясников и Паша Мордвин. Хорошие ребята, но постоянно … попадались по этому делу. Балясников (возраст за 30 лет) ходил в звании «младший лейтенант» - общительный, веселый мужик.
Паша Мордвин, старший лейтенант, немного замкнутый, молчаливый, но порой выдавал такие перлы, что долго смех летал в классе предполетной подготовки. Любимым термином в метеорологии у него, в доведение прогноза, было – мгла!
ПМУ, СМУ, минимум – все равно звучало это слово! Некоторые летчики, подкалывая, просили рассказать, что это такое? Ответ был прост – мгла и… все!
Вообщем, как-то у них все не заладилось, но прогнозы на полеты стали давать с такой ошибкой (вместо ПМУ - минимум и отбой полетов, или наоборот), что командир уже дальше терпеть не мог. И вот на постановке задачи летному составу на полеты докладывает Паша Мордвин и дает прогноз на завтра. Командир с большим сомнением (опять врете?) говорит:
- Мордвин! Ты газету «Известия» выписываешь? Нет? Так выпиши! Там на последней страничке печатают прогноз погоды. Смотри погоду в Москве и через три дня такая же будет у нас!
Мы посмеялись и забыли про это. Проходит месяц. Ни одного замечания к метео – прогнозы «угадывают» на 100%. Правда Паша Мордвин, после очередного «попадания, был разжалован до «лейтенанта», а Саша Балясников получил «новое звание» - лейтенант!
Проходит время и на разборе полетов Тимченко, после доклада синоптика вдруг говорит:
- Ну, я теперь наконец-то понял, как улучшить работу метеослужбы – надо Вас всех уравнять в одном звание и будет все нормально!
А наш отличник метео, Игорь, все-таки попался командиру. Сидят на КДП дежурят 6 ноября. В полку «торжественная» по случаю праздника, на аэродроме никого нет. Тишина.
Диспетчер (прапорщик) накрывает на стол, зовет дежурного по связи и Игоря отметить день «7 ноября». Связист – согласен, а Игорек – упирается, нет и все! Вообщем пол-часа уговоров и Игорь сдался…
Только налили, еще не подняли стаканы, как откуда ни возьмись, командирский бобик и сам командир! Вообщем, картина маслом!
- Игорь! Ну, эти ладно, «алкоголики», а Ты??? Никогда бы не подумал… В понедельник, в 8.00 – ко мне в кабинет!
Командир их «слегка»…
Несостоявшийся медосмотр
Сразу в начале 1980 года наш полк пополнился двумя штурманами из братского бомбардировочного полка, который базировался в Николаевке (рядом с Алма-Атой). Штат довели до 100% в связи с «афганскими» событиями, которые только начинались.
Так получилось, что два года до замены я летал с ними в одном экипаже.
Слетали с Толей Ершовым, который был старше меня на год, всего один или два полета. Но особенно хорошо запомнилась сразу после этого перегонка Як-28 из Сары-Шагана в Балхаш.
А дело обстояло так. Во время полетов наш аэродром закрыло туманом и двум экипажам (МиГ-25 и Як-28) пришлось садиться в Сары - Шагане. Попытка улететь на следующий день не удалась, так как прохождение медосмотра там закончилась «небольшим» скандалом.
Молодой, ретивый доктор (в звание «лейтенанта») при осмотре ничего другого не додумался, как предложить нашему старшему штурману полка (спокойнейшему и добрейшему) сделать 15 приседаний! Ну, естественно, и был сразу послан на три буквы. В итоге препирательств, никто никуда не полетел…
Экипажи приехали своим ходом, намучавшихся на КПП (аэродром режимный и так просто оттуда не выйдешь). Вот поэтому нам выпала честь перегнать борт через неделю.
Прошли в полку контроль, проинструктировали «от» и «до», оформили кучу допусков. И в субботу рано утром вместе с техниками должны были выехать за самолетами.
Старшим назначили командира звена майора Лопатина, который и сел там на МиГ-25. Но самое ГЛАВНОЕ, предупредили - пройти без скандалов медосмотр и перегнать самолеты. Прошли «контроль» и на том рабочий день закончился. Толя Лопатин назначил время отъезда 4.00.
Утром, за 5 минут до отъезда вся команда была в сборе, не хватало только штурмана. Вовремя подъехал «Урал» и группа стала грузиться. Мороз стоял очень сильный, температура доходила до – 30 градусов и поездка ничего хорошего не обещала. Подумали, что штурман проспал. Я бегом за ним в соседний дом.
Как наивно мы думали, что он «проспал». Толя еще не ложился! Жил он первое время в «холостяцкой» квартире, и на мой звонок, через 3 секунды распахнулась дверь. Увидев меня, раздался радостный крик:
– О!!! Саша, ЗАХОДИ!!!
Стоя в трусах и, держа в руке фужер с масандрой, стал сразу тянуть меня в комнату. Его душа требовала продолжения банкета! Но самое смешное - под левым глазом красовался здоровенный синяк, который было видно и в темноте прихожей!
Жил Толя с холостяками совсем недолго, по возрасту на 2-3 года старше, и вечером, пропустив несколько рюмок, решил «поучить жизни» молодых лейтенантов. Марат Сайдалиев, молодой, горячий парень – сразу поставил все точки над «i», несмотря на «преклонный» возраст нового опытного штурмана!
Понимая, что «мы» - уже «прилетели», все равно смог его быстро одеть и через несколько минут сидели в машине. Толя Лопатин (умирая от смеха) - представляя картину, как мы проходим контроль у врача, наверно не веря, что и ему удастся улететь. Наверно всем предложат –«упасть и отжаться»!
Вообщем, часа через два, штурман начал немного приходить в себя. Стал грустным, а до этого веселил всю команду анекдотами. Дело в том, что его перевод к нам сопровождался такими же мелкими конфликтами с начальством, и теперь, понимая, чем ему «выльется» эта командировка, настроение заметно стало ухудшаться…
В 8.00 подъехали к КПП-1, потом 2-е, 3-е…. и, наконец, остановились у самолетов. Техники сразу стали готовить самолеты. Наш «Як» стоял почти под «животом» Ту-16, чуть правее «МиГ-25». Мы с Толей Лопатиным, оставив штурмана у самолета, пошли к диспетчеру и врачу, честно говоря, как на казнь!
Первыми попались диспетчера - два дружелюбных солдатика срочной службы, быстро выдали «условия», поставили штамп в полетных листах. Напомнили - что бы обязательно прошли врача и он тоже расписался!
- Да! Да! Обязательно! - сказали мы и быстро к самолетам.
Там было уже все готово, даже штурман сидел в кабине, закрыв люк. Толя сидит тихо, как мышка. Попросил техника поставить стремянку. Поднимаюсь, открывается люк и такой «духан» оттуда, что «мама не горюй»! Да… нам только врача проходить с таким перегаром!!! Под глазом синяк стал лиловым… Вообщем, красота!
- Ну, что? Врача прошли?
- Все прошли, закрывайся и вроде тебя здесь нет!
Время вылета подошло и я, так как выруливать первому со стоянки, запросил запуск со смутной надеждой, что все обошлось.
На мой запрос последовала команда :
- Ждать!
Выждал 5 минут и запросил снова. Теперь последовала та же команда, но уже «с металлом» в голосе и недовольством. Тут стали появляться сомнения в удачном вылете. Подождал 10 минут, и тихо повторил свою «просьбу» насчет «запуска».
В ответ громко и жестко прозвучало:
- Я же сказал ЖДАТЬ! - и через секунд 10 в эфире прозвучало:
- Встречайте, к вам едут!
Действительно, по РД тихонько ехала «санитарная машина». Остановилась, недалеко от самолетов, и сразу вышли два «медбрата» в халатах, с собой прихватив термос на 20 литров, направились к самолетам.
Штурман приходит в ужас, думая что это по его душу, говорит быстро:
- Саня, говори, что ты без штурмана, один летишь!
- Сидя и молчи, только ноги подбери!
Через пару минут стало ясно, что до этого «массандрой» (СВС - это спирто-водяная смесь, 550) заправили немного местных ребят, а эти видимо выпали из списка. Не дождавшись нас в кабинете, доктора приехали к нам на стоянку.
Толя Лопатин быстро дал команду технику, а еще через 5 минут «санитарка» резво укатила к «высотке». Понимая, что вопрос «закрыт», медосмотр мы прошли, я уже спокойно запросил «запуск».
- А там все решили ?- робко ответило КДП.
- Да! – отвечаю, теперь я уже с «металлом» в голосе.
В ответ , уже как будто провинившимся голосом, прошелестело:
- Тогда запускайте!
Запустили, взлетели, долетели мы нормально. Еще минут 30-40- ходили по кругу вырабатывали топливо (техники умудрились и баки заправить!).
Все бы закончилось нормально, но на стоянку нас забрать заехал сам командир полка. Штурман, бочком – бочком, не поворачивая головы, стоял и поддерживал «беседу» с командиром, а в конце разговора решил еще и отпроситься съездить домой в Николаевку.
Командир, прекрасно видя все, но не подавая вида, тем более чувствуя такой перегар на морозном воздухе, сказал только, вздыхая:
- А стоит ли тебе таким ехать? Может передумаешь? А то еще и от жены получишь с другой стороны?
Больше никаких выводов не было, а домой штурман все таки съездил!