Ничто не может остановить наших танкистов. Их порыв неустрашим. Они громят на своем пути немецкие дзоты и блиндажи, сокрушают вражескую артиллерию, давят пулеметные гнезда, истребляют фашистских солдат. Когда нужно, они на время покидают броню и забрасывают немцев гранатами, они вдохновляют красную пехоту и, если случаются с машиной неполадки, тут же на поле боя исправляют их и двигаются дальше. Таковы наши танкисты.
Старший лейтенант Иван Гилев на своей машине шел в атаку первым. Сзади двигались танки его подразделения. Командир показывал, как нужно бить врага. Вот его боевой счет в этом сражении: на подступах к деревне он разгромил два сильно укрепленных дзота; затем на околице увидел две пушки, они вели яростный огонь по наступающей колонне, Гилев обрушился на них, и оба орудия были разбиты; потом он уничтожил уже в самой деревне еще одну пушку и еще один дзот, подавил четыре пулеметных гнезда. Гилев все время продвигался вперед.
Руководя боем, он показывал образцы умения, храбрости и бесстрашия. Это настоящий советский офицер, и он получил высшую награду Родины — орден Ленина.
А ведь Иван Гилев только один из железной фаланги наших танкистов, рожденных и выросших в сражениях Отечественной войны. Для его соратника политрука Григория Кикаевского стремительность — боевой пароль. Он ворвался на своей машине в деревню, захваченную противником. Пока в ней разыгрывалось сражение, смелый танкист двинулся дальше. Огнем и гусеницами проложил он себе дорогу через вторую деревню и, наводя на фрицев ужас, с грохотом влетел в третью...
Раздавленными пушками, разрушенными дзотами, подожженными блиндажами, множеством немецких трупов был отмечен путь коммуниста-танкиста Кикаевского. Орден Красного Знамени украсит грудь храброго воина.
Танкисту на поле боя нужен не только порыв, ему нужно и хладнокровие.
Младший лейтенант Гурилев уничтожил в бою пушку и два пулеметных гнезда. Кроме того, он разбил дзот. Его победоносная машина мчалась дальше, как вдруг на его пути оказалось замаскированное противником препятствие. Гурилев не мог продолжать путь. Но он не отступил. Он превратил танк в крепость. Гурилев вел огонь с места. Он увидел, как из стоявшего в стороне красного дома немецкое орудие било по соседнему танку. Гурилев уничтожил это гнездо. Более двадцати фашистов окружили застрявшую машину и хотели атаковать ее, но Гурилев перебил немецких солдат и повел свой танк в дальнейшее наступление.
Они стремительны, как вихрь и, как вихрь, сметают на своем пути противника. Они тверды как сталь и никогда не уступают трудностям. Они полны неукротимой энергии в атаке. Их пафос в бою беспределен. Так всегда должны действовать танкисты — гордость нашей армии.
Во имя любимой Родины идут наши танкисты впереди штурмующих колонн, и во славу своего народа они побеждают. Отчизна не забудет их подвигов, и всегда они будут служить украшением русской доблести, мужества и отваги.
Г. БРОВМАН (1942)
P.S. Через три дня после описанного в статье боя и за четыре дня до награждения — 8 июня 1942 года — военный комиссар роты 195-й танковой бригады политрук Кикаевский (Кикавский) Григорий Моисеевич погиб в бою.
Гилев Иван Васильевич прошел всю войну до конца. Дослужился до подполковника. Награжден медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Помимо ордена Ленина награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
О судьбе Гурилева Даниила Макеевича неизвестно ничего...