Найти тему
О Жизни и об Истории

Почему я, христианин, с осторожностью отношусь к разговорам о воле Бога

Фото из сети
Фото из сети

В связи с последними событиями – да простят меня за сей пассаж православные братья и сестры – на церковном фронте, я поймал себя на мысли, что не очень люблю разговоры о воли Божией. И в особенности выдержанные в назидательной форме.

Одна из моих любимых библейских цитат – из пророка Исайи, где Господь говорит ему, а вместе с ним и нам всем: «Мои мысли – не ваши мысли, Мои пути – не ваши пути».

Не знаю, как за границей, но в нашей православной субкультуре весьма любят посудачить о том, кто спасется, а кто – нет, кто ближе ко Христу, а кто, напротив – удаляется от Него; кто святой, а кто в прелести; кто еретик, а кто – столп, прям, Православия; и о том, что будет со здоровьем, ежели нарушить в пост (кулинарная тема в стиле: «С рыбой – без рыбы, с маслом без масла» – вообще у нас отдельная).

Проецирование своих субъективных, нередко странных, представлений о Творце на Него Самого, интерпретация Его воли в рамках собственного (и что греха таить – нередко малограмотного) понимания – кажется, наше все. Подобного рода вывод мне позволяет сделать четвертьвековой опыт церковной жизни.

Ну кто из христиан не сталкивался, положим, с сентенциями типа: «За разговоры в храме попускаются скорби»? Да, цитата принадлежит человеку, в русской православной культуре чтимому – преподобному Амвросию Оптинскому. Но вряд ли ее можно назвать удачной. Ибо Бог не источник скорбей. Даже за разговоры в храме. Да и сами святые – не оракулы, могли и ошибаться.

Любую болезнь – порою, прямое следствие нашего прежнего образа жизни, мы также склоны приписывать Богу. Ну и фатализм, столь свойственный православным в России и выражающейся в нелепой формулировке: «Хочешь рассмешить Бога – составь план». Представлять Творца сварливым стариком, только и думающим как разрушить наши замыслы, на мой взгляд, довольно глупо.

Или взять сыгранного Мамоновым старца в картине «Остров». Одной из паломниц он так и говорит: «Замуж не выйдешь, на роду написано». Подобное из уст языческого волхва прозвучало бы вполне уместным. Ибо ничего у человека на роду на написано. А если и написано, то, простите за тавтологию, может быть и переписано. «К свободе призваны вы» – помните у апостола Павла?

Вообще старчество, его восприятие на Руси – тема отдельная. И довольно болезненная. Ибо сама потребность в «духовном» руководстве и беспрекословном послушании носит какой-то нездоровый характер, что и порождает таких как Сергий (Романов). Он ведь не один такой. Подобных «пастырей» по храмам и монастырям хватает. Только менее харизматичных и влиятельных, но любящих жонглировать судьбами людей и вещать от имени Бога.

Вот поэтому я не очень люблю разговоры о воли Бога. Трансцендентного и Непознаваемого, о чем не стоит забывать.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.

Игорь Ходаков