После запуска "бизнеса" купленного за 8 тысяч рублей у "Миши- с-Авито", я начал было думать, что вот-вот, еще немного и я оседлаю вечную тему. Каждый человек, начиная бизнес, в глубине души мечтает о том, чтобы однажды найденная тема приносила ему доходы вечно и впадает в некое подобие эйфории при первых заработках . Он не думает ни о конкуренции, ни о потенциальных проблемах. А проблемы были. После сделки с армянами мне казалось, что теперь-то точно начнётся, но мне через пару дней после сделки позвонил Тигран и сказал что-то вроде: "Брат, тут у меня что-то камера перестала работать, хочу вернуть деньги". После чего я почувствовал, как по моей спине потекли предательские капельки холодного пота.
Два из шести проданных телефонов сломались сразу же, еще два - спустя три недели. С огромным трудом мне удалось уговорить товарищей из братской Армении не требовать от меня возврата денег, а обменять сломавшиеся трубки на новые. Слава богу, поставщик пошел навстречу и обменял мне трубки, после чего мы более-менее разошлись с армянами.
Потом была еще одна сделка, которая увела меня в минус. Я нашел поставщика на Авито и они продали мне неисправный аппарат, который мой клиент хотел подарить дочке на день рождения (дочки исполнялось то ли 13 то ли 14 лет). Как сейчас помню, это был iPhone 8 розового цвета.
Короче, сюрприз не удался и девочка была расстроена. Клиент, соответственно, был жутко зол и требовал обменять трубку "сейчас же". Новый поставщик повел себя нагло и напрочь отказался менять трубку, отправив меня в сервисный центр.
Почесав репу, я поехал по данным мне контактам сервисного центра, которые оказались, как нетрудно догадаться, фейком. Но рядом оказался настоящий сервис-центр, который предложил мне починить так некстати оказавшийся ненужным аппарат. Так я познакомился с Женей - владельцем небольшого сервисного центра. Женя увидел во мне клиента с потенциалом, и мы, немного поболтав о том и о сем, договорились о сотрудничестве. За ремонт радиомодуля мне пришлось немного поторговавшись с его выложить 4500 рублей, в результате чего я ушел в минус по сделке на 2500 рублей, но это все равно приятнее полного возврата уплаченных клиентом денег.
Короче, после трех месяцев мытарств я решил, что тема хотя и доходная, но уж больно суетная, и отложить ее на потом, попутно сформулировав еще несколько правил интернет-торговли, касающихся работы с товаром:
1. Всегда имей дело с порядочным поставщиком, который обменяет тебе брак без лишней волокиты.
2. Оговаривай срок, который тебе отводится на проверку товара
3. Всегда, слышишь? - всегда проверяй дорогостоящий товар. Я не мог сам проверять каждый аппарат, но договорился с Женей, что за 500 рублей они мне будут тестировать каждый аппарат в течение суток, чтобы я имел возможность вернуть их поставщику. Деньги небольшие, и впоследствии уберегли меня от многих проблем с товаром и недовольными клиентами.
4. Не лги клиентам. Не выдавай фуфло за фирму. Лучше говорить примерно следующее: "Да, некоторые думают, что это фуфло. Но если вы задумаетесь о приобретении этого фуфла, я продам вам самое качественное фуфло, которое можно найти. Так как я его проверяю перед покупкой, и даже плачу за это деньги." К этой же теме относится обещание вернуть деньги за товар по первому требованию (особенно если не собираешься этого делать). Лучше сразу сообщить клиенту, чего ты не намерен делать, чем обещать золотые горы, лишь бы он у тебя что-то купил. Купить-то, может и купит, но потом вынет душу с требованием выполнить то, что ему было обещано. И, положив руку на сердце, он во многом прав.
5. Не бойся проблем. Они будут обязательно, как у каждого человека, который занят каким-либо делом. Но ты сможешь научиться их решать. Да, ты, скорее всего, потеряешь какие-то деньги. Но ты получишь опыт и, что немаловажно, обрастёшь связями, которые в будущем тебе позволят решить аналогичную проблему одним-двумя звонками.
Творчески обдумав все эти темы, я принял решение развиваться дальше в онлайн-торговле и сделать какие-то конкретные шаги в этом направлении, а именно- запустить не банальный лендинг, а нормальный интренет-магазин. Что из этого в итоге вышло, напишу в следующей статье.