Найти в Дзене

Страдательный залог: что от него страдает

Оглавление

Приветствую вас, друзья, на моём канале. Сегодня у нас страдания. Не деревенские, не городские, а текстологические. На вопрос: «Что страдает от страдательного залога?» ответить можно одним словом. Текст. И поставить точку. Но, вас, я думаю, такой краткий ответ не устроит, поэтому разберём подробнее.

Раз речь идет о страдательном залоге, то и иллюстрации сегодня тематические о страданиях в творчестве.
Раз речь идет о страдательном залоге, то и иллюстрации сегодня тематические о страданиях в творчестве.

Что такое страдательный залог

В языке (не только в русском) есть две формы отношений субъекта и объекта действия. Они называются действительный залог и страдательный залог. Чтобы понять, в чём их отличие представим упрощённую структуру предложения.

В любом предложении, описывающем какое-то действие, есть три элемента: субъект действия (кто его совершает), объект действия (с кем что-то совершают) и само действие. Различия между залогами связаны с тем, на чём мы делаем акцент – на субъекте действия или на объекте.

Например: «Игорь победил Чёрного Властелина». Здесь акцент на героическом Игоре. И это действительный залог, где субъект, он же подлежащее, действует и активен.

«Чёрный Властелин побеждён Игорем». Это страдательный залог, здесь на первом месте в предложении не субъект, а объект действия – Чёрный Властелин, а Игорь становится более пассивным и как бы уходит в тень. В результате страдают оба: Чёрный Властелин, потому что всё же побеждён, а Игорь, потому что выглядит уже не так героически. Ну и само действие, представленное формой глагола страдательного залога, тоже страдает, так как выражено в этом предложении оно слабее, чем в первом. К тому же и глаголы в этом залоге часто неполноценные мутанты в форме краткого страдательного причастия.

Недаром страдательный залог называют ещё пассивным – здесь пассивными оказываются и субъект, и объект.

Американский художник-иллюстратор, работающий в жанре фэнтези, Майкл Уилан (Michael Whelan)
Американский художник-иллюстратор, работающий в жанре фэнтези, Майкл Уилан (Michael Whelan)

Вот ещё пара примеров страдательного залога:

«Несмотря на то что мы были покусаны комарами и измучены тяжёлой дорогой, все распри были забыты». Предложение это совершено безликое, так как сложно «выловить» в нём субъект действия. Разве что комаров.

«Командиром роты поварихе была выдана утварь для поварской работы, которая собравшимися в отряде новобранцами считалась слишком сложным занятием». Тоже своеобразный шедевр канцелярских страданий.
Склонность к страдательному залогу проявляют две категории авторов: воспитанные на официальных документах делового стиля и неуверенные в себе.

С. Кинг писал: «Ещё я думаю, что неуверенным в себе кажется, будто пассивный залог как-то придаёт их работе авторитетности, даже какой-то величественности. Если вам кажутся величественными технические инструкции и писания юристов, то, наверное, так оно и есть».
Венгерский художник Тамаш Гаспар
Венгерский художник Тамаш Гаспар

В чём вред страдательного залога

Увлечение страдательным залогом портит текст, делает его неудобочитаемым и сложным для понимания. Если конкретнее, то вред проявляется в следующем:

  • Страдательный залог – вызывает ассоциации с деловыми документами и нудными канцелярскими инструкциями, в которых он занимает важное место. Почему – не спрашивайте. Сама удивляюсь, чем так привлекают бюрократов конструкции со страдательным залогом. Наверное, инстинктивно чиновники стремятся переложить ответственность с себя (субъекта) на объект своих бюрократических действий. «Мы не отремонтировали ваш дом» и «Ваш дом не был своевременно отремонтирован нами...». Есть разница?
  • Страдательный залог ухудшает синтаксис текста, предложения становятся громоздкими, сложными для понимания, перегруженными вводными конструкциями и лишними словами. Особенно много из-за страдательного залога заводится «былов». Сравните: «Мы повергли всех врагов» и «Все враги были повержены нами».
  • В этом залоге страдает не только действие (глагол), но и основной активный падеж существительного – именительный. Он просто теряется, за словами с косвенными падежами.
  • В художественном тексте страдательный залог делает героев более пассивными, лишает предложение полноценного действия и энергии.

Но ведь если страдательный залог существует в языке, значит, он для чего-то нужен? Несомненно, он выполняет свои функции, но они весьма ограничены.

Художник-иллюстратор Норман Роквелл.
Художник-иллюстратор Норман Роквелл.

Когда нужен страдательный залог

Прежде чем кидаться безжалостно править предложения со страдательным залогом, обратите внимание на случаи, когда он вполне уместен.

  • Если субъект действия неизвестен или неважен для читателя. Например: «Этот город был построен много столетий назад». Неважно и неизвестно, кем построен город. «Я дописала книгу, и она была издана». В этом случае главное, что книга написана и издана, а кем издана уже не принципиально для читателя.
  • Страдательный залог допускается в предложениях, где акцент сделан на само действие, на событие, а не субъект этого действия. «Вещи собраны, машина заправлена, и можно отправляться в путь». Кстати, «акцент сделан» — тоже страдательный залог, и тоже при отсутствии субъекта действия.

Ну, и к тому же страдательный залог помогает разнообразить текст, если им не слишком увлекаться.

На этом ненадолго прощаюсь с вами, друзья. Встретимся в комментариях! Возможно, вам будут интересны другие статьи на близкую тематику.

"Его Величество Глагол"

"Имя существительное в художественном тексте"

"Этот неистребимый канцелярит"