Более 70 лет назад, в сентябре 1941 года, началась битва за Москву. Главной целью для немецкой авиации были символы советской столицы – Кремль, Мавзолей и Красная площадь.
Все понимали, что ни ПВО, ни советская авиация не смогут на 100 процентов отразить воздушные атаки, и вражеские самолеты все же достигнут Москвы.
Для защиты населения были организованы бомбоубежища, солдаты обеспечили светомаскировку зданий и транспорта. Но как же сохранить важные стратегические объекты? Выход нашел архитектор Борис Михайлович Иофан: он предложил попросту замаскировать Кремль и прилегающие к нему территории, да и остальные особо ценные объекты. Иофан разработал два варианта «исчезновения» Кремля: плоскостная и ложная маскировка.
- По первому плану предусматривалась перекраска зданий и скрытие их наиболее приметных элементов.
- Второй вариант маскировки заключался в том, чтобы изменить до неузнаваемости планировку московских улиц с помощью ложных объектов.
В архивах сохранилась секретная записка, в которой генерал-майор Николай Спиридонов рекомендует Лаврентию Берии немедленно приступить к выполнению плана Бориса Иофана. Все старинные здания были раскрашены москвичами под обычные дома, зеленые крыши и позолоченные купола покрыты темной краской. С церквей и храмов сняли кресты, зачехлили звезды на башнях. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери, зубцы покрыли фанерой, чтобы они стали похожи на крыши домов.
В Москве, и в особенности вблизи Кремля, появились здания-призраки, которыми «застроили» все площади и парки. Силуэты многих сооружений изменили маскировочными сетками. По всей Москве протянулись «новые» дороги, а настоящие разукрасили так, чтобы с самолетов были видны «крыши домов». Так с воздуха выглядела и Красная площадь. А через Москву-реку построили ложный мост. В таком виде столица простояла 4 года. Такая маскировка очень помогла: примерно треть смертоносного груза попала в ложные «нарисованные» цели. Если бы не план Иофана, разрушений было бы в разы больше.