(Евр. 10:32–39)
Автор Послания к евреям знал, что его читатели нуждаются в ободрении. Как и в 6:7, 9, он даёт им надежду. В 10:32–39 он выражает уверенность, что они ещё не дошли до полного отступничества. Они слишком много претерпели, чтобы теперь отказаться от своей веры. Он ободряет их и просит помнить.
ВСПОМНИТЕ СВОИ СТРАДАНИЯ (10:32, 33)
«Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии…»
В первые дни своей христианской жизни, что, по всей видимости, было весьма давно, евреи проявили верность в условиях враждебности. Если адресатами были обращённые священники (Деян. 6:7), то во время гонений, которые начались сразу после мученической смерти Стефана, они могли оказаться в особой опасности. Действительно, обращение священников, от которых меньше всего можно было ожидать, что они примут Христа, так как они представляли «духовенство» в своей религии, должно было шокировать всех неуверовавших иудеев, узнавших об этом, — особенно ревностного Савла Тарсянина. Насмешки над этими младенцами в вере могли казаться некоторым хуже самой смерти.
Эти «прежние дни… когда… быв просвещены» (ст. 32) в Восстановительном Переводе переводится «прежние дни… в которые… будучи озарены», а в Слове Жизни — «когда… узнали об этом свете». Это «просвещение» (см. 6:4), конечно же, осуществлялось «светом евангелия» (2 Кор. 4:4; см. Еф. 5:8, 11; Кол. 1:13). В последующие века христианские писатели обычно относили это выражение к своему крещению. Они, конечно же, были «просвещены» в момент своего обращения или несколько ранее. Это не означает, что позволил им понять то, что они не могли видеть раньше, особый «внутренний свет». Их, как и многих в день Пятидесятницы, убедила проповеданная истина. Когда люди с искренним сердцем услышали о воскресении Христа, они уверовали и повиновались (Деян. 2:32–41). Услышанное изменило их сердце, и теперь они оказались среди просвещённых, принявших Христа. Наверное, их не было среди тех, кто обратился в день Пятидесятницы в Деян. 2. Вряд ли они видели и Христа, когда Он был во плоти. Но они могли прийти к вере вскоре после тех событий, услышав проповеди других людей (Деян. 6:7).
В прошлом они «выдержали великий подвиг страданий» (ст. 32). Речь может идти о гонениях на иерусалимскую церковь (Деян. 8:1; 12:1–3). С другой стороны, те события могли быть так далеко от написания «Евреям», что первые получатели письма не были мучениками. Гонения на христиан, вероятно, пошли на убыль после несправедливого убийства брата Иисуса Иакова в 62 г. Это случилось через несколько лет после обращения Павла (Деян. 9) и могло быть событием, не связанным ни с чем другим.
Тем не менее, эти читатели когда-то приобщились (койнонос, «быть партнёром») к страданиям, разделив их с другими. Они «принимали участие» в тех, кому пришлось пострадать, и помогали им. Каким контрастом это было к священнику и левиту в рассказе о добром самарянине (Лк. 10:25–37)! Может, некоторые иудейские священники слышали притчу Иисуса, и она так подействовала на них, что они осознали свои недостатки и обратились ко Христу (Деян. 6:7)? Эту историю могли им передать и первые христиане.
Читатели Послания к евреям также «служили зрелищем для других» (ст. 33). Словом «зрелище» переведена глагольная форма театридзо, которая означает сделаться «предметом всеобщего любопытства, “глазения”», и существительное театрон, от которого произошло слово «театр». Это слово ассоциируется с римской ареной, где на обозрение толпы выставлялись заключённые. Павел употребил форму этого же слова (театрон), говоря об апостолах («сделались позорищем»; 1 Кор. 4:9). Они претерпели «поношения», что могло включать саркастические прозвища. «Скорби» — это разные бедствия и несчастья. Может быть, первые читатели письма стали объектом насмешек со стороны своих собратьев-иудеев? Может быть, они уже стали изгоями общества?
Вероятное страдание еврейских святых в Иудее описывается следующим образом:
«Иудей, исповедавший веру в Христа распятого, навлекал на себя ненависть и оскорбления со стороны своих соотечественников, разорение бизнеса и даже изгнание из семейного круга. Такое положение особенно наблюдалось в Иудее; оно, в конечном итоге, объясняет крайнюю бедность христианской общины в Иерусалиме…» (Хьюз).
ВСПОМИНАЙТЕ СВОЁ СОСТРАДАНИЕ (10:34)
«ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее».
В качестве свидетельства их участия автор в стихе 34 ссылается на их великое сострадание. «Сострадание», возможно, трудно демонстрировать во времена сильных потрясений, но это верный показатель христианского духа.
Возможно, священники и не были в такой большой опасности оказаться в тюрьме, но другие христиане были. В те дни даже передача еды заключённым сопровождалась огромным риском, но эти христиане рисковали (ст. 34). Иначе заключённые могли умереть от голода (см. Мф. 25:35, 36). Такое «общение» могло быть частью того, что началось в Деян. 2:42, 44–46; 4:34, 35. В период написания «Евреям» гонения стихли, и христиане получили короткую передышку.
Как бы ни было трудно, автор напоминает им, что они «расхищение имения [своего] приняли с радостью». Мы можем посчитать это ненормальной реакцией, но люди веры могут радостно принимать утраты земных вещей. Во времена гонений разбойные толпы могли врываться в дома и грабить имущество спасшихся бегством. Эти братья узнали, что жизнь человека не в изобилии его имения (Лк. 12:15). Те, кто принял подобные убытки с радостью, должно быть, преодолели в себе и ностальгические чувства по красоте и славе храма. Несмотря на проблемы, они с верой предвкушали «имущество лучшее и непреходящее». Они исполнили то, что сказал Иисус в Лк. 6:23: «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах».
Иисус учил, что Его ученики должны посещать заключённых (см. Мф. 25:35, 36). Святые Иудеи проявили сострадание к отпущенным на свободу из тюрьмы (Деян. 4:23), так как понимали, что «страдает ли один человек — страдают с ним все члены … » (1 Кор. 12:26). Разбойники могли ограбить их, но они знали, что никакая человеческая рука не сможет отнять у них вечную славу. Они собирали себе «сокровища на небе» (Мф. 6:20) и твёрдо верили в лучшее имущество в вечности (Евр. 11:10, 16; 1 Пет. 1:4). «Вот каким должен быть отличительный знак духа христианина: помимо себя самого, ему не следует владеть ничем таким, с чем он не мог бы распрощаться с улыбкой». Эти братья учились не бояться тех, кто может погубить только тело (Мф. 10:28).
ПОМНИТЕ СВОЮ НУЖДУ В УПОВАНИИ (10:35, 36)
«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божью, получить обещанное…»
Получатели Послания к евреям утратили своё имущество по вине либо воров, либо правителей. Автор призывает их не горевать о своём земном добре в виду большей награды, которая их ждёт. Тот христианин, который способен на это, никогда не оставит своей веры. Он будет держаться за неё как за самую великую ценность. Помните, что «велика [нам] награда на небесах» (Лк. 6:23), но фраза здесь «предстоит великое воздаяние» (ст. 35) в греческом тексте употреблена в настоящем времени (см. Восстановительный Перевод; Российское Библейское Общество; Славянское Евангельское Общество).
Автор призывает своих читателей поступать, как они поступали раньше, и продолжать служение Христу с дерзновением. Слово «упование», в Восстановительном Переводе переведённое «смелость», в Российском Библейском Обществе «мужество», в Славянском Евангельском Обществе «дерзновение», а в Современном Переводе «уверенность» (парресиа), говорит о том, с каким настроением мы теперь можем приступать к престолу Божьему (4:16; 10:19). Здесь можно усмотреть намёк на фигуру трусливого воина, который сбрасывает с себя тяжёлые доспехи, убегая с поля боя. Это считалось верхом бесчестья. Павел использовал тот же образ воина в сражении (Еф. 6:12–17). Уверенность перед лицом трудностей — замечательное качество, если оно основывается на истинной вере (Евр. 11:1). Это не самоуверенность, а настоящая уверенность в Боге. Человек должен быть стойким — только тогда он получит свою награду. «Терпение» (хипомоне) в стихе 36 означает стойкость перед лицом испытаний. Человек может даже «хвалиться скорбями» (Рим. 5:3). Терпение приобретается в испытаниях веры человека (Иак. 1:2, 3). Мы знаем, что наши беды ничто по сравнению с нашей наградой в вечности (2 Кор. 4:17). Наша задача — просто всегда исполнять Божью волю, ибо если мы перестанем это делать, сдадимся или отойдём от веры, то в результате не получим обещанное Богом. Воля Божья необязательно состояла в том, чтобы эти христиане так пострадали, но щедро наградить их за их терпение — в том, несомненно, была Божья воля.
ВСПОМИНАЙТЕ ЕГО ПРИХОД (10:37, 38)
«ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не замедлит. "Праведный верою жив будет", а если "кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя"».
Эти стихи, очевидно, говорят о Христе, но в Ветхом Завете это не было очевидно. Как тогда этот отрывок может быть отнесён к Нему? Кроме того, о каком «приходе» идёт здесь речь? Стихи 37 и 38 содержат фразы из Ис. 26:20 и Авв. 2:3, 4. Текст показывает, что пророк ожидал избавления. Автор «Евреям» иначе расположил слова, взятые из Септуагинты, чтобы подчеркнуть «приход» (ст. 37).
Многие авторы в этом «приходе» видят второе пришествие Христа. Однако это не может быть правильным ни в отношении ветхозаветных писаний, ни в отношении данного места в Послании к евреям. Апостолы не учили, что пришествие Христа уже было близко в их дни. Исследование 2 Фес. 2:1–3 показывает, что второе пришествие Христа не ожидалось неминуемо в I веке. Почему надо допускать противоречие между Павлом и другими новозаветными авторами относительно времени возвращения Господа? Они были в полном согласии: Господь не должен был явиться во второй раз совсем скоро.
Вспомните, что пророки часто говорили, что придёт Бог, чтобы одних наказать, а других избавить. Например, в Ам. 4:12 говорится, что Бог придёт, чтобы наказать Израиль. Он открыл пророку скорое избавление от халдеев, и хотя людям могло показаться, что это случится совсем не скоро, Бог не медлил. Павел заявляет в Деян. 17:30, 31, что Бог назначил день прихода Иисуса. Во время ожидания «праведный» должен жить «верой», что бы ни произошло. Этот же стих Павел использовал в Рим. 1:17, предварив им разговор о вере. Как Послание к евреям, так и сочинения Павла подчёркивают необходимость оставаться верными, чтобы обрести обещанную Богом жизнь.
Писания поясняют, что не все «приходы» Христа указывают на Его второе пришествие. В Мф. 24:27 упоминается «пришествие Сына Человеческого», но это не может быть Вторым пришествием, потому что в тот момент приход Христа будет для наказания Иерусалима за неверность, за то, что они отвергли Его. В Мф. 24:28 Он говорил о «трупе» — мёртвой вере, которую Он нашёл у жителей Иерусалима. С течением времени эта картина их ситуации вырисовалась ещё точнее. Вокруг этого «трупа» соберутся «орлы» Рима, чтобы разграбить и разрушить (Мф. 24:15, 28; Мк. 13:14; Лк. 17:37; 21:20). Тогда Господь пришёл наказать неожиданно, как часто делал в исполнение обещаний, данных ветхозаветными пророками.
Так же и новозаветные авторы часто говорили о Господних деяниях по избавлению новозаветных святых как о «пришествии». Он мог также «прийти», чтобы отобрать у церкви её статус пребывающей в Божьем благоволении (см. Отк. 2:4, 5). Господь «сдвинул светильник» (свет) эфесской церкви. В качестве доказательства можно спросить: «Где сегодня эфесская церковь?» Господь много веков назад «пришёл» в Эфес, чтобы убрать его свет, но это не было Его второе пришествие.
Поэтому автор сказал об Иисусе: «…ещё немного… и грядущий придёт и не замедлит» (ст. 37). Несомненно, он говорил о грядущем разрушении Иерусалима, когда Иисус «пришёл» наказать этот народ за то, что люди отвергли и распяли Его. Однако Он обещал избавить Своих праведных святых. Синедрион и обвинители Стефана в каком-то смысле не ошиблись, сказав, что Иисус разрушит их храм (Деян. 6:13, 14). Их наказание и одновременное спасение верных христиан было «пришествием» Христа в ветхозаветном смысле — наказать одних и избавить небольшой остаток.
Поскольку Господь навёл наказание на Иерусалим, то сегодня верующим в Христа незачем увеличивать страдание народа Израиля. Евреи не более виновны в смерти Иисуса, чем язычники. Мы должны желать того же, что и Павел: спасти всех, кто примет евангелие (Рим. 9:1–3; 10:1–4).
В Лк. 21:27, 28 и Мф. 19:28 говорится не о Втором пришествии, а об исполнении указанных Иисусом признаков того, что скоро должно было произойти в мире. Он «пришёл», чтобы избавить христиан от гонений со стороны иудеев. Это, вероятно, произошло менее чем через пять лет после того, как было отослано это письмо. Евсевий сообщает, что все верные христиане в Иерусалиме убежали в Пеллу в соответствии с откровением, которое им было дано ранее (Евсевий. История церкви 3.5). Насколько нам известно, ни один верный христианин не погиб во время осады и разрушения Иерусалима римлянами в 70 г.
Мы связали это избавление со стихом 38, но его также следует связать и со стихом 39. Цитата из Авв. 2:4 («праведный верой жив будет») изначально относилась к низвержению халдейского царства и концу причиняемых ими страданий иудеев. Однако было правомерно использовать её в аналогичном смысле и в Послании к евреям. Аввакум говорил, что Бог придёт отомстить за Своих и наказать гордых. Таким же образом верные были избавлены от страданий во время падения Иерусалима, когда другим пришлось испытать их в полной мере. Пророчество Аввакума точно соответствовало цели автора Послания к евреям. «Эта свобода трансформировать ветхозаветный текст без нарушения его основного смысла характерна для новозаветных авторов, знавших, что они являются провозвестниками Святого Духа» (Стедман).
Если «праведный» — то есть христианин — «поколеблется» (ст. 38), то Бог не даст ему Своих благословений. Он «не благоволит» к неверным. Перед адресатами послания стоял выбор: либо жить верой, либо вернуться в иудаизм. Храмовые священники испытывали естественное искушение сохранить своё положение.
ВСПОМНИТЕ, КЕМ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ (10:39)
«Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души».
Хотя это и было возможно, наш автор не мог поверить, что его читатели отступят к иудаизму. И всё же он ясно заявляет, что, если они всё-таки это сделают, отступление будет им «на погибель». Чтобы спасти свою душу, нужно хранить веру. Он говорит, что некоторые вернулись к старому завету, но выражает уверенность, что читатели этого письма не отпадут. Колеблющиеся не могут стоять «в вере к спасению души». Если бы человеку было невозможно потерять веру, зачем было бы вообще давать подобное наставление? Эта фраза аналогична высказыванию Иисуса о падении Иерусалима: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Требуется такая вера, которая вытерпит всё. Эти уверовавшие евреи не могли останавливаться на полпути. Многие последовали наставлению Иисуса и полностью оставили иудаизм, ушли из святого города и направились к спасению. Сегодня нам тоже нужна такая терпеливая вера.
Автор ещё раз ставит себя в один ряд с читателями, говоря «мы». Как и в 2:3, он делает это, чтобы вдохновить их на верную жизнь. Христианин должен жить по своей вере, то есть оставаться верным всю свою жизнь. Всякий, кто хранит свою верность, делает это «к спасению души» (психе). Если психе перевести как «жизнь», тогда это высказывание будет лучше соответствовать приведённому здесь толкованию; однако христиане, которые убежали из города, послушавшись Иисуса, спасли как свою жизнь, так и свои души.
Если уверовавший иудей видел, как другие христиане покидали Иерусалим, когда римская армия внезапно отошла от города, то он мог пойти с ними, а потом «поколебаться». Вернуться в цитадель иудаизма значило отвергнуть слово Христа в Мф. 24. Бог не благоволит к человеку, который ослушался, не прошёл испытание веры, предложенное Иисусом. В Мф. 24:13 говорится: «Претерпевший же до конца спасётся». В данном контексте это заявление не может означать конец жизни человека или конец света: оно может говорить только о конце Иерусалима. В таком случае стих 39 параллелен словам Иисуса в Мф. 24. Уйдя из города в Пеллу, верующий мог сохранить свою жизнь и продемонстрировать верность до конца, в результате чего обрести в дальнейшем вечную жизнь. Чтобы сохранить жизнь и душу, верный должен был продолжать жить верой. «Погибель» могла включать в себя возможную утрату жизни, но она, уж точно, означала утрату свободы. Всё, что человеку было дорого в жизни, скоро должно было погибнуть вместе с Иерусалимом. Так зачем христианину было оставаться в этом городе в таких условиях?
УЧАСТИЕ В СТРАДАНИЯХ СВЯТЫХ
Разделяя страдания, поношение и узы святых братьев, христиане из евреев считали себя церковью в своём районе. Они не подверглись преследованиям за поклонение Иисусу как Господу, но поскольку их братья-христиане такому преследованию подверглись и поскольку они изо всех сил старались помочь им, то этим они участвовали в их страданиях и потому воспринимались как одни из них. Нам не говорится, что кто-либо из христиан, кроме Павла, пошёл в новую область и там «примкнул к ученикам» (Деян. 9:26–28), но мы можем допустить, что многие поступили именно так. Добровольное страдание с другими христианами, когда они могли избежать риска, оставшись дома, показывает, что они понимали, как на самом деле важно христианское общение. Это можно понять, только став частью местной общины.
ПРИНИМАЙТЕ УТРАТУ С РАДОСТЬЮ
Утрату имущества в результате пожара, наводнения или кражи трудно принять. Некоторые так и не могут оправиться от такого горя, но христиане могут пережить подобное несчастье без особых последствий. Почему? Потому что они всегда стараются увидеть лучшее, зная, что со временем они «улучшат свои жилищные условия» (2 Кор. 5:1) и что этот мир не настоящее место их жительства (Фил. 3:20). Когда духовное и вечное человек ценит больше, нежели земное и временное, то его жизненная битва, по большому счёту, выиграна (2 Кор. 4:16–18). Мы можем принять утрату всего с радостью, как те первые святые. Они не рыдали каждый день: «Какие мы несчастные! Мы всё потеряли!» Они знали, что имеют сокровище на небесах (Мф. 6:19, 20). Они, наверное, говорили: «У нас такие сокровища, каких мир не может отобрать».
Когда нет лада в семье, когда экономика падает, а церковные проблемы, кажется, захлёстывают нас, мы взываем к нашему Богу, который всё держит в Своих руках. Он «во всём проявляет Себя на благо тем, кто любит Его, тем, кто был призван согласно Его изволению» (Рим. 8:28; Современный Перевод). Христиане-евреи выдержали великое страдание (10:32). Память об их примере может помочь нам оставаться, как и они, верными несмотря ни на что. Небеса ожидают нас, и потому мы можем смотреть на земные утраты с радостью.
РАБОТА БЛАГОВЕСТНИКА
Сам Господь сказал Павлу, что его работа — «открыть глаза [язычникам], чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верой в Меня получили прощение грехов и жребий с освящёнными» (Деян. 26:18). Убедив людей в том, что их грехи заслуживают осуждения, можно привести их к Богу. Они блуждают во тьме, и только убеждение истиной может заставить их прекратить катиться по наклонной и в смиренной покорности обратиться к Спасителю. Проповеди, подобные проповедям Павла, должны открыть им глаза, и они увидят свет. В Писаниях нет даже намёка на то, что эту работу за людей сделает Дух. Те, кто более всего воспринял ложь сатаны, не осознают, что они слепы, и так как их разум помутнён, они не могут ясно мыслить.
Глаза миру можно открыть, делая две вещи: (1) проповедуя простое и ясное евангелие Иисуса и (2) живя в соответствии с ним. Методы принуждения, даже путём ужесточения гражданских законов о браке, не приведут к желаемой цели. Не следует никогда ждать от мирских правителей, что они проведут в жизнь христианские принципы. Мы, подобно Павлу, должны учить об Иисусе, чтобы люди знали Его волю для них и обратились от тьмы к свету.
В НАШЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ НАДЕЖДА; МЫ ВСЁ ТАК ЖЕ МОЖЕМ БЫТЬ ЩЕДРО ВОЗНАГРАЖДЕНЫ
Самые худшие области греха часто оказываются самыми лучшими местами для евангелизации. Когда люди в I веке были отъявленными грешниками, предававшимися распутству, один язычник сказал: «Люди любят свои пороки и в то же время ненавидят их». Карл Генри выразил то, как мы должны смотреть на наше время:
«Все современные боги болеют и умирают. Народы, которые долгое время жаждали власти, теперь ужасаются ей. Секс перестал быть привлекательным для многих, кто думал, что его безграничность будет небесами на земле. Всемогущий доллар падает, словно отгоревшая звезда. Это день, сделанный как на заказ для сынов пророков, для сынов апостолов, для протестантских реформаторов и евангелических титанов».
Ничто не могло быть хуже, чем образ жизни в Коринфе; Эфес был ненамного лучше. Несколько кесарей, судя по всему, практиковали гомосексуализм. Брак пользовался такой плохой репутацией, что власти даже предлагали деньги тем, кто женится в Риме. Развод был таким распространённым, что одна гречанка не могла вспомнить, кто был её первым мужем. Так что, имея надежду, целеустремлённость, веру и благовестническое рвение, мы и сегодня сможем, провозглашая евангелие, завоевать мир для Христа и праведности.
В служении Христу есть действительно «великое воздаяние». Какую ещё более великую награду может получить человек?