Найти в Дзене

Sub Pop – лейбл, который создал гранж 🤘🏻

Американец Брюс Пэвитт в студенческую пору изучал олимпийскую (что в штате Вашингтон) инди-рок сцену в своем студенческом журнале Subterranean Pop (1980-83). Вместе с журналом стал эпизодически выпускать кассетные сборники с записями молодых местных групп. Этот опыт пригодился ему при переезде в большой город Сиэтл, где он основал свой лейбл Sub Pop в 1986 году, когда Пэвитт издал первый большой LP. Это был сборник американских коллективов из разных городов, объединенных агрессивным и шумным качеством звучания.

Пэвитт ставит пластинки в эфире своего шоу на радиостанции KCMU. 1986 год.
Пэвитт ставит пластинки в эфире своего шоу на радиостанции KCMU. 1986 год.

Следующим релизом лейбла стала пластинка "Dry as a Bone" сиэтлской группы Green River (через пару лет участники которой образуют две ключевые гранж-команды: Mudhoney и Pearl Jam). На его издание Пэвиту пришлось копить средства целый год! Но это был крайне важный с точки зрения маркетинга момент: Sub Pop рекламировали альбом как «ультра-разгульный гранж, разрушающий моральные установки этого поколения».

Молодая группа Soundgarden также решила записать свой дебютный альбом Screaming Life на новом сиэтлском лейбле в 1987 году. В этот момент к Sub Pop присоединяется Джонатан Понеман, который будет заниматься финансовыми вопросами.

Понеман и Пэвитт. Фото: Чарльз Питерсон.
Понеман и Пэвитт. Фото: Чарльз Питерсон.

Теперь тандем Пэвитта и Понемана оставляет свою основную работу (музыкальный магазин и радио), чтобы посвятить все свое время развитию лейбла, и выпуске «той первобытной рок темы, которая сейчас поднимается».

Sub Pop выстроил очень четкую стратегию: они продвигали прежде всего сам лейбл, а не конкретных артистов. Их целью было установить прочную ассоциацию между организацией и определенным локальны звучанием, а именно - «сиэтлским звучанием» - так лейбл изначально именовал то, что теперь известно нам как гранж. Для достижения этой цели Пэвит возобновил свою практику регулярного издания сборников, выдумав новый формат, который в некотором смысле можно считать предтечей современного понимания музыки как потребительского продукта – Sub Pop Singles Club. Члены клуба ежемесячно получали по почте набор свежих синглов, записанных лейблом. Посредством такого нехитрого инструмента, Sub Pop приобрели значительный вес на сиэтлской сцене, и вскоре они издали такие команды как TAD, Codeine, Dinosaur Jr, продолжили плодотворное сотрудничество с Mudhoney и Soundgarden.

Каким же было это «сиэтлское звучание»? Это тяжелые, перегруженные и резкие гитары с короткими рифами, несложные, но заметные по «весу» басовые партии и путанные, со множеством сбивок барабанные партии и очень часто - "попсовые" припевы. Во многом это было похоже на панк, но в отличие от англичан конца 70х сиэтлцы мало интересовались политическими темами. Их тексты обычно повествуют о сомнении и смятении, о героях-изгоях, забвении и психологических проблемах.

Главный творец гранжа – продюсер-самоучка Джек Эндино, у которого был очень характерный для подобного саунда стиль работы: он записывал и сводил материал в безумно короткие сроки, работая на очень ограниченном и дешевом оборудовании. Например, первый альбом Nirvana "Bleach" (1989) он завершил всего за 30 часов. Эта пластинка примечательна своим особенно грязным звуком, агрессивными по текстуре, но не быстрыми по темпу рифами и очень эмоциональным вокалом (преимущественно – криком с расщиплением, которое впоследствии станет визитной карточкой Курта Кобейна).

Эндино в студии.
Эндино в студии.

Пик популярности Sub Pop приходится на начало 90х. Позже, когда Пэвит покинул лейбл, Понем пробовал предпринять различные меры по развитию, но это не увенчалось успехом.

Сегодня Sub Pop сохраняет исторический статус культового рок-лейбла, однако заметно расширил выборку артистов: хип-хоп проекты Shabazz Palaces и clipping., фолк-рокер Father John Misty, мейнстримный кантри-исполнитель Orville Peck, нежная Frankie Cosmos, арт-панк коллектив The Minneapolis Uranium Club. Неизменным остался подход к выбору музыкантов: Sun Pop продолжает поставлять непростых по наполнению, отличных по звучанию и независимых по духу артистов.

-5

А чтобы вам долго не искать – мы подготовили для вас плейлист с отборными треками Sub Pop Records!

Яндекс.Музыка | Apple Music | ВКонтакте

Чтобы не пропустить другие рассказы об истории рока и иных направлениях музыки прошлого -- подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки.