Александр Жибров
Рассказывая про «аллергию», наверно хорошо поймут меня только те, кто жил в Кировограде. Раньше слово это знал, но не придавал значения. Аллергия, да аллергия…
А тут в августе за один день, стал таким, каким бывает человек при заболевании гриппом, причем в острой форме. Летчики, сразу улыбаясь, говорят:
- Так, нашему полку прибыло! Еще один готов!
Смотрю действительно многие ходят с красными, слезящимися глазами, насморк и т.д. Всему виной такая травка, которая называется «амброзией». А ее в Кировограде просто столько, что можно на рассаду дарить всей стране. Длится эта ерунда месяц – полтора. Хорошее удовольствие! А еще летать в таком состояние – просто кайф! Кстати, после взлета кабина видимо вентилируется, плюс чистый кислород – нормально, но только освободил ВПП – просто «смерть»…
Потихоньку привык, терпел, летал, тем более полетов все меньше и меньше. Но чувствуешь себя неприятно. Этим же страдал и командир Нидзий Николай Андреевич. Через пару лет в этот сезон была любимая тема для разговора – что помогает, а что нет?
Летаем в сентябре смену. Контрольный полет с командиром. Он «никакой» и я такой же. Вышли вдвоем с высотки, идем на самолет. ЗШ, маска, а сами утираемся платочками, да чихаем периодически.
- Куда мы с тобой летим? В зону? Нет, давай по кругу запроси, а то что-то мне очень плохо сегодня…
Лучше бы полетели в зону! Я еще, зная его любовь выключать все в кабине при таких полетах, так ненавязчиво напомнил, что я тоже такой же, как он и глаза просто не открываются.
- Нет, нет, что ты! Просто по кругу и все! Тихэнько так…
Сели, кошмар продолжается. На полосе включаю форсаж, начинаем разбегаться, а слезы, как специально, льются стеной, впереди ничего не видно!
Взлетал просто по-ощущениям: отрываемся, шасси на уборку и тут вдруг стало темно! Командир не заморачиваясь, видимо, машинально (не предупредив) закрыл все шторки и сразу же на правом борту начал щелкать выключателями.
Я зная, что отключать ничего не будут!, и то, что шторка не закроется – не включил освещение кабины. А в ней стало темно. Пока включил свет, отрегулировал освещение, смотрю – ничего не работает! Ну, не будешь же просить особого отношения, что бы сделал исключение…
Лечу! Про аллергию - сразу забыл. И вот три захода без АРК, РСБН с этим долбанным «прибоем» - одно удовольствие!
Но, нормально, больших замечаний не было. Шторку за весь полет открыл после ближнего. Сели.
У самолета еще раз вздохнув, переговорили о трудности полета с аллергией и пошли по своим самолетам…
Другой случай, уже гораздо поздней. В полку привыкли про данное состояние, никого не удивишь своим временным внешним видом. А тут пришли в августе молоденькие лейтенанты с Василькова. Привели их вечером в кабинет, представили. Прочитал дежурную лекцию о правилах поведения в полку, в городе. Ну, естественно, 90 % о категорическом запрете употребления спиртных напитков! Полчаса, минимум, рассказывал…
А утром иду к штабу, прохожу рядом с этими же лейтенантами. Они отдали честь. Отойдя шага на 4-5 слышу их шепот:
- Вот дает командир! Сам вчера час лекцию читал о вреде алкоголя в нашем возрасте, а утром у самого глаза такие, что как - будто не ложился спать…
Ну, думаю, ладно, на построении проинформирую! Указания закончились на построение и добавляю:
- А теперь информация для вновь прибывших лейтенантов. Командир у вас пить будет до середины сентября. Привыкайте!
Те стоят не поймут о чем речь, а остальные (понимая) улыбаются…