Когда американская цензура была как никогда жестока в отношении фильма
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие читатели, не так давно мы делали материал о фильме «Друзья Эдди Койла» (1973), по сюжету которого неприятности у главного героя начались, когда он решил перевезти груз, «не задавая лишних вопросов». Подобную завязку можно обнаружить в известной ленте, которую с некоторыми оговорками можно отнести к т.н. «советскому нуару»
Мы говорили о фильме 1955 года «Дело Румянцева». Хотя наш сегодняшний рассказ о другом кинофильме, который в известной степени вдохновил отечественных режиссеров на создание «советского детектива №1». Это американская лента «Отчаянный», увидевшая свет в 1947 году. Этот фильм нельзя назвать самым известным из нуаров, однако он имел принципиальное значение для мрачного и криминального жанра в целом.
Во-первых, он вдохновил многие поздние ленты (и мы не только о «Деле Румянцева»). Например, финальная сцена «Отчаянного» оказала сильное влияние на Алана Паркера, когда тот снимал «Сердца ангела» (1987). В первую очередь это был «хитро выстроенный» кадр, который позволял увидеть несколько лестничных пролётов.
Кроме этого сюжет «Отчаянного» в той или иной степени был воспроизведен во множестве фильмов «про беглецов». Например, в нуаре это были ленты «Они живут по ночам» и «Без ума от оружия». А это означает, что именно «Отчаянный» был у истоков кинокартин про «криминальных возлюбленных», хотя его герои не совершали никаких преступлений.
Сюжет ленты таков: вернувшись с фронта, Стив берется за любую работу, чтобы обеспечить свою семью. В неурочное время за полсотни долларов он соглашается перевезти некий груз. Однако во время погрузки он обращает внимание на то, что «грузчики» вооружены. Стив понимает, что становится сообщником ограбления. Подав знак полицейскому, он пытается помешать грабителям. Но безуспешно. После этого Стив и его молодая жена вынуждены скрываться, как от преступников, так и представителей закона.
Американская цензура, которая действовала под видом соблюдения принципов «кодекса Хайеса», фактически изменила весь изначальный сценарий. Требовалось переписать едва ли не половину сцен. Запрещалась «излишняя жесткость». Нельзя было показывать гибель полицейских, а также возможность сотрудничества сил правопорядка с подозреваемыми и множество иное. В итоге некоторые сюжетные повороты в «итоговом» фильме кажутся «странными».
Однако куда более важными для нас кажутся иные моменты. А именно благодаря сохранившимся документам можно понять, как и почему формировался стиль «нуар». Обычно высказывается мнение, что подчеркнутая мрачность и глубокие тени, были «режиссерской задумкой». В отношении поздних криминальных лент – именно так. Однако не тогда, когда снимались ранние ленты (то есть сразу же после окончания Второй мировой войны)
Дело в том, что на съемках фильма очень сильно экономили. Например, фактически на треть был сокращен бюджет, определенный для осветительной техники. А потому во время ночных съемок и съемок в помещении приходилось брать интенсивные источники, что и создавало то самое незабываемое «ощущение нуара»
Однако не надо полагать, что в фильме не было режиссерских находок. Про выстраивание кадра с лестничной площадкой мы уже сказали. Вторым важным моментом была качающаяся люстра - прием, который затем можно было обнаружить в десятках лент. Колеблющийся свет одновременно позволял являть лица «криминальных персонажей» зрителю, а затем вновь погружать во тьму.
А ещё очень важным моментом для этого фильма стало то, что сцены благополучия показаны как «машинальные» - в них нет напряжения, они фактически не захватывают зрителя, то есть явлены как некий вынужденный «промежуток» между полными экспрессии и накала эпизодами сугубо криминальными.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»