Герой нашего офиса
Если писатель пишет, потому что не может не писать, копирайтер пишет, потому что это его работа. Тексты, тексты, тексты – это ежеминутная и ежечасная реальность копирайтера. Творчество или рутина, креатив или ремесло? Попробуем разобраться, что такое копирайтинг на самом деле.
ЧТО ТАКОЕ КОПИРАЙТИНГ?
Когда появился копирайтинг?
Копирайтинг – современная профессия, хотя появилась аж в 19 веке. Отцом копирайтинга принято считать Клода Хопкинса. Он первым стал изучать потребительское поведение и на основе полученных знаний писал тексты для рекламных кампаний. А в 1882 году агентство The New York Ayer and Son впервые наняло копирайтера на полный рабочий день.
20 век методично вел рекламу за руку вместе с такими именами как Россер Ривз, Джон Кейплз, Дэвид Огилви. В начале 21ого реклама, с появлением интернета, стала переходить из печатной сферы в digital. С этого момента копирайтинг такой, каким мы его видим сегодня.
О чем эта работа?
Главная задача копирайтера – это продающий текст. Современный копирайтер пишет не только рекламные тексты. Нужно создавать пресс-релизы, посты для соцсетей и блогеров, офферы, новостные материалы, а также описание товаров и услуг.
Тут дело в целевой аудитории. К примеру, тексты для сайта об IT будут отличаться от сайта с рекламой прокладок. И да. Копирайтинг об этом тоже. Ведь писать придется о тех темах, которые приносят прибыль заказчику.
ЕСТЬ ЛИ ПРАВИЛА?
Конечно, и не только русского языка. В копирайтинге важен инфостиль. Это не о грамотности. Многие пишут грамотно, а на выходе получается чушь.
«Наша компания предоставляет самый качественный и удобный сервис в сфере ремонта вычислительной техники и использует самые современные подходы в оказании сервисных услуг». Эта безжизненная фраза ничего не говорит о фирме, она неинформативна.
Вместо долгого заумного текста копирайтер напишет: «Мы ремонтируем любые гаджеты в течении одного дня». Второй вариант короче, он конкретный и без воды. Это и называется инфостилем.
КАК СТАТЬ КОПИРАЙТЕРОМ?
Учиться.
Тут несколько вариантов: можно прийти в копирайтинг и с высшим образованием, а можно закончить онлайн-курсы. Для будущего копирайтера подойдут факультеты журналистики, филологии и рекламы. Из вузов ценится Вышка, МГУ, Литинститут, Университет печати.
Но, как водится, лучшая учеба – это практика. А практика может быть только в процессе работы. Самый действенный способ набить руку - работать. А еще нужно хорошо понять специфику того бизнеса, для которого вы пишете. Поэтому фокус на саморазвитие.
ГДЕ РАБОТАТЬ?
Тут все зависит от опыта и скиллов. Можно пробовать свои силы во фрилансе, а еще в рекламном или маркетинговом агентстве. Фриланс скорее для опытных людей, которые хорошо понимают, что такое самоконтроль, самомотивация и финансовая грамотность. Но изучить биржи копирайтеров будет вовсе не лишним.
А что же с агентствами? Твой путь тут начинается со стажера, и, скорее всего, платить за это не будут. Но это боевой, настоящий опыт копирайтинга. У тебя будет наставник, который дает реальные задачи. Если поймешь, что это твое, можешь претендовать на позицию Junior Copywriter – испытательный срок обычно 3 месяца. В обозримом будущем можно стать штатным копирайтером, ну, а дальше - креативным директором, почему нет? И такой рост - совершенно обычная реальность. На vc.ru есть классный раздел "Первые работы креативных директоров" - больше 10 настоящих историй о пути в профессию, чтобы вдохновиться.
По историям видно - работать придется много и интенсивно. Удаленщики в сфере скорее редкость. Удаленный копирайтинг для новичков чаще всего проходящий - карточки товаров, простые переводы, не сильно значимые новости... Хотя уже есть компании, где работа в целом построена по системе Home office, как, например, в издательстве МИФ. Их копирайтеры трудятся в разных точках мира. Но они уже где-то до этого прошли огонь и воду постижения специальности, научились управлять своим временем и умело справляются с прокрастинацией и недостатком живого общения с коллегами. То есть опять - они опытные.
В офисе, в агентстве, например, как правило, каждый час работы расписан на определенные задачи и просто сидеть без дела не будешь. И да, на этом торте рутины есть творческая вишенка – за вдохновением придется гнаться через офисную шумиху. Некоторым непросто работать, когда коллеги весело смеются или громко общаются по телефону с клиентом, а ты должен написать материал в срок. Но это учит концентрации. А как бонус: ты будешь жить в позитивном коллективе, пить свежесваренный кофе и тусить в крутом бизнес-центре или уютном лофте. И налаживать свой нетворкинг (то есть связи).
СКОЛЬКО ДЕНЕГ?
Профессиональные копирайтеры, с опытом работы, могут зарабатывать достойные деньги. Средняя зарплата копирайтера около 50-60 тысяч, junior получает около 40, а максимум по Москве около 100, в Питере – 80. На фрилансе новичок сможет получать от 5 до 10 тысяч в месяц. С ростом опыта и навыка поиска заказчиков растет и доход – от 20 до 30 тысяч. Высокооплачиваемый фриланс скорее для профессионалов. Тут, безусловно, есть к чему стремиться.
ЗАЧЕМ ЭТО МНЕ?
Копирайтер – это не развлечение, как может показаться на первый взгляд. Творческая свобода не здесь живет. Это скорее настоящий офисный сотрудник, с графиком 9-18. Фриланс мало отличается от офиса, забить на время не получится. В противном случае зарплата неумолимо будет стремиться к нулю.
Но если вы любите тексты и верите в силу слова, добро пожаловать в мир копирайтинга. Это ремесло, которое в наш digital-век нужно любому делу: большому бизнесу, искусству, государственным учреждениям и маленькому ручному производству. Спрос на профессионалов пока только растет изо дня в день.
Оригинал материала с расширенным гидом о профессии копирайтер находится в нашем журнале - Кто такой: КОПИРАЙТЕР
Интересные вакансии, полезные статьи, мнения и личный опыт каждый день у нас Вконтакте.
Ваш аптуми.