Про логопсихологию
Существует несколько наук, прямо или косвенно изучающих речь и речевое развитие: психолингвистика, нейропсихология, нейролингвистика, логопедия, логопедагогика и логопсихология. У каждой из этих наук свои цели, задачи, методы, объект и предмет исследования.
При этом логопсихология - единственная научная отрасль, изучающая особенности психического развития, обусловленные речевыми нарушениями. Благодаря ее наработкам сегодня логопеды могут разрабатывать эффективные системы психокоррекционной помощи, работая не только над развитием речи, но и над познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер и т.д.
Проведя множество психолого-педагогических исследований, ученые пришли к выводу: разбираться в механизмах нарушений речевой деятельности, не затрагивая психику в целом, в корне неправильно.
Нужно всесторонне воздействовать на личность, потому что в структуре речевых нарушений могут встречаться и неречевые симптомы.
Это особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, ринолалия, дизартрия, тяжелая степень заикания).
Впервые о сложной структуре аномального развития заговорил Л.С. Выготский. Он писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Первичный дефект неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений. Это могут быть:
- ограниченные сенсорные, временные и пространственные представления;
- недостаток памяти;
- сниженная концентрация внимания;
- недостаточное умение строить умозаключения;
- трудности в установлении причинно-следственных связей и т.д.
Кроме того, у людей с одним и тем же установленным речевым диагнозом могут быть схожие личностные и поведенческие особенности, поэтому определение подобных закономерностей поможет специалистам делать свою работу более эффективно.
Цели логопсихолога:
- оценить степень фиксации у человека на речевом дефекте;
- выявить наличие и степень тревоги и страхов (логофобии);
- установить адекватность оценки речевого дефекта и функционального состояния;
- выявить характер общих ценностных ориентаций;
- определить систему жизненных отношений.
Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки, а также особенностей мышления. Это очень важно, поэтому не ждите от логопеда только постановку звуков - иногда есть работа поважнее.
Спасибо, что дочитали до конца. Я стараюсь для вас!