Найти тему
ProTанки

"Последний бой моей роты" Танковый могильник в Венгрии глазами танкиста 9-й тд СС "ГогенШтауфен" Макса Ритхе

Сейчас уже тихая и более менее спокойная Венгрия не походит на ту страну, которой была больше 70 лет назад. Тогда она чуть ли не последняя осталась с Третьим Рейхом, и венгерские солдаты даже после падения пронацисткого правительства продолжали воевать вместе с немцами. Третий Рейх за Венгрию цеплялся так, как не желал цепляться даже за Берлинское направление, ибо это был последний его источник нефти.

-2
-3

Собственно поэтому там находились наиболее сильные немецкие танковые дивизии, как вермахта, так и частей СС. Собственно поэтому Венгрия очень часто у нас мелькает, однако практически ничего не писали о 9-й танковой дивизии СС «Гогенштауфен», которая составляла войсковую элиту Третьего Рейха. Дивизия эта успела поучаствовать в боях как на Западном, так и на Восточном фронте. Но сейчас ее судьба решалась в Венгрии, причем выбор был между двумя вещами: пасть в бою или же сдаться русским или американцам. Костяк дивизии это 9-й танковый полк СС, в котором воевал на танке «Пантера» воевал Макс Ритхе.

-4
-5

В марте они начали бои против русских частей, которые потом не прерывались. Как вспоминал Ритхе, изначально у всех даже было боевое настроение, они ждали что если разгромят русских и задержав в боях Союзников, смогу склонить последних к сепаратному миру. Однако, все сразу пошло не плану. Вклинившись в оборону русских, они в итоге в день не могли нормально и километра пройти, чтобы не быть атакованными либо орудийными расчетами, либо русской авиацией. Местного населения уже нигде не было, все куда-то разбежались, на дорогах были только оставленные танки. Однажды, экипажу Ритхе пришлось чуть ли не оставить свою машину, когда у той сломался двигатель, однако мехвод под удары артиллерии вернул танк к жизни.

-6
-7

Начались перебои с едой, собственно, никакого централизованного снабжения под конец марта уже не было, даже для дивизий СС. Чаще всего забирали все что могли из оставленных домов, офицеры уже толком не знали что вообще происходит на фронте, получали какие-то сводки по радио, но не более того, постоянно призывали биться до конца, и говорили что вот-вот выйдет какое-то супер оружие, в это уже никто не верил. Были большие потери в высшем офицерском составе, однажды у них буквально на глазах куда-то пропал офицер. В апреле пришлось расстаться с танком «Пантера», который взорвали.

-8
-9

Дальше нашли лошадь и отходили на Запад на ней, все ждали когда встретят американцев. Тогда особенно никто уже никого не ел, никто особенно даже не воевал из танкистов, в основном это делали штурмовики, которым терять было нечего, их плен почти не брали, а вот танкисты уходили, лишь бы спастись.

-10