Найти тему
Oleg Rogoz

Акустика - самодельная или промышленная?

Оглавление
Легендарный Вестминстер. Чертежи, расчеты и примеры клонирования широко известны.
Легендарный Вестминстер. Чертежи, расчеты и примеры клонирования широко известны.

Эта статья написана под воздействием канала, называющегося "ГолденРа", в состоянии крайнего возмущения и ее стоит воспринимать, как "Анти-ГолденРа".

Этот вопрос волнует многих любителей музыки и звучит довольно часто.

Даю ответ с точки зрения покупателя и разработчика/самодельщика, поскольку все эти этапы лично пройдены.

А вот и копия, неотличимая.
А вот и копия, неотличимая.

Общий обзор промышленной акустики присутствующей на рынке

Практически сто процентов того, что продается - это акустика фазоинверсного типа, низкой чувствительности на основе длинно/ходовых динамиков. Это хорошее бюджетное решение, достаточно эффективное, простое и массовое. Но, естественно оно имеет свои недостатки, описанные достаточно широко и о них можно прочитать набрав в поиске в инете "фазоинвертор недостатки".

Сосисочный дизайн
Сосисочный дизайн

Обычно такая акустика называется "сосисочной". Это узенький столбик из самого дешевого ДСП, иногда в шпоне, чаще под пленкой. Фазоинвертор, иногда спереди иногда сзади, сути не меняет. И, как правило дешевые динамики, даже если они шикарно выглядят, блестят и притягивают взор, вызывая восторг.

Перечислим основные недостатки этой концепции "сосисочного" подхода:

  • Низкая чувствительность, требующая повышенной мощности усилителей.

Это связано с тем, что производитель старается минимизировать размеры корпуса и габариты и применяет низко чувствительные динамики.

  • Вялый, затянутый, монотонный бас. Или, как это называют в рекламе - мягкий и глубокий.

Это тоже является следствием уменьшения размеров АС и применения длинно/ходовых динамиков для расширения низкочастотного диапазона.

  • Проблемное согласование с помещением.

Это выражается в том, что характер звучания сильно зависит от места установки и размеров помещения. Связано с тем, что АС такого типа работают по принципу - "помещение является составной частью АС", так, как звуковая волна формируется в согласовании с помещением. Если еще проще, то АС такого типа возбуждают звуковую волну в помещении зоной высокого давления. Получилось не просто. Тогда так - бытовые АС рассчитаны на установку в комнатах определенного размера, если помещение больше или меньше среднего по объему, то это будет сильно влиять на характер звучания. Поэтому при покупке АС рекомендуется не прослушивать их в салоне или другом помещении, а проверять работу именно там, где АС будет эксплуатироваться. В разных помещениях характер звучания будет разный.

  • Небольшой динамический диапазон.

Простыми словами - АС рассчитываются при разработке и хорошо работают в очень узком диапазоне мощностей, о чем зачастую производитель указывает в паспорте в виде такого параметра как "рекомендуемая мощность". Это значит, что параметры АС соответствуют паспортным только в определенных рамках мощности усилителя. На малой громкости или на повышенной от рекомендуемой - характер звучания будет меняться.

Интересно, что современная промышленность в части бытовых АС не развивается, а деградирует. Несмотря на явный прогресс в производстве динамиков, простые коробочки из прессованных опилок ситуацию не улучшают.

Что интересно? Если посмотреть на акустику совсем недавнего прошлого, то мы увидим полноценные корпуса из дерева, тщательно изготовленные и рассчитанные, без всякой экономии размеров и чудовищного минимализма. Стоит взглянуть на Клипш, Лоутер, Танной, JBL прошлых лет. Во некоторые из моделей, сравните, с чем сейчас можно равнять, например Клипш. Ни с чем. По чувствительности, линейности, динамике ничего подобного не производится. Современный Клипш это наглядный пример во что превратилась современная акустика.

-4
-5
Музей Клипш
Музей Клипш
Музей Клипш
Музей Клипш

Основные тенденции промышленных АС - это получение приемлемых параметров при минимальных габаритах. Что является, соответственно стремлением производителя получить максимальную прибыль, так как АС большого размера сложнее продать, дороже транспортировать и хранить. Наибольшую прибыль производитель АС получает от дорогих полочников высокой стоимости, где основную цену составляет отделка и дизайн. Поэтому, как правило промышленные АС больших габаритов находятся в верхнем ценовом диапазоне и стоят очень дорого.

Посмотрите, например на внутреннее устройство этого винтажа. Сложнейшая конструкция, которую невозможно сравнить с современными кубиками. А производить сейчас такое, просто невозможно - нерентабельно.

-8

Главным секретом современных промышленных АС, является то, что они в основной массе рассчитаны на работу в помещениях небольшого размера комнат в стандартных квартирах. Ходят слухи, что существуют некоторые ограничения и законодательного характера для производителей по габаритам и мощности. По результатам проверки расчетов и практических испытаний множества промышленных АС, можно уверенно сказать что они рассчитаны на работу в помещении до 20 квадратных метров. Это основная масса полочников и напольников имеющихся в продаже.

Такое не купишь...
Такое не купишь...

Акустика для помещений большого объема, размера

Это, как правило большая проблема особенно для ценителей и специалистов. АС для помещений большого объема от 20 - 25 квадратных метров и более, купить в торговых сетях практически невозможно. И, здесь покупатель почти всегда совершает большую ошибку - покупает АС не рассчитанные под большие объемы помещения. Особенно это касается домашних кинотеатров, сабвуферов, Хай Энд систем. Следствием такой ошибки является пропадание баса - в небольшой комнате бас есть, в большой - нет. Появляется эхо на средних и высоких частотах, за счет того, что диаграмма направленности "разваливается".

И, тут как правило начинается бесконечный подбор покупателем АС под помещение, что не принесет все равно результата, поскольку тут фундаментальная ошибка и чисто по "физическим причинам" АС для квартиры - не работает в зале. В профессиональны руководствах для инсталяторов такие проблемы рекомендуется решать, например установкой дополнительных 4-х сабвуферов по углам помещения, акустической обработкой помещения, экранами, отражателями, поглотителями и пр. широко распространенными методами, которые очень затратны и результат от всего этого не эффективен. (Подробно эта проблема описана в других статьях на этом канале).

Мамонты и рояльный лак

Рассмотрим подход к производству АС с стороны производителя.

Основная мотивация и цель производителя - прибыль и рентабельность, а вовсе не интересы потребителя. Соответственно производитель старается - экономить на материалах, "экономить на спичках", на разработках, динамиках, габаритах, весе (особенно). Зачастую можно видеть в продаже акустику, где самые дешевые динамики установлены в корпус отделанный "мамонтовой костью" и "рояльным лаком". Очевидно, что дизайн на первом месте, а качество работы такой АС вызывает вопросы.

Обычная история, когда при проверке расчетов конструкций промышленных АС обнаруживаются ошибки, отклонения, экономия.

Обычная история за тысячу баксов - разбери и доделай сам!
Обычная история за тысячу баксов - разбери и доделай сам!

Существует целое направление у любителей, масса литературы, форумов и технических рекомендаций по устранению недостатков промышленных АС. В основном, дорабатываются фильтры, проводка, замена динамиков, демпфирование, заполнение, утяжеление и пр. манипуляции которые стоят дополнительных затрат от пользователя и которые направлены не на улучшение дизайна, а на улучшение качества.

Например. Самым нейтральным и наиболее подходящим современным материалом для корпуса АС является МДФ. Это очень вязкий материал с практически полным отсутствием резонансов в корпусах из него. Хорошо обрабатывается, доступен и дешев. Но. Промышленных АС из него Вы не найдете. Вопрос - почему? Потому, что этот материал очень тяжелый, что увеличивает затраты на транспортировку и сборку, соответственно фирмачи из него акустику не делают. Причем не просто так, а еще и запущена целая информационная компания против применения этого материала. Но, мы не будем обращать внимание на манипуляции, а проведем собственные исследования и убедимся, что МДФ-у нет равных по отсутствию резонансов, окрасов и призвуков, это идеально нейтральный к вибрациям материал. Но, в магазинах акустика обычно из ДСП, крайний случай фанера. Это легкие материалы, жесткие и звонкие. Акустика в таких корпусах будет иметь множество призвуков и резонансов, окрашивающих звучание. И так далее. Фильтров, мы касаться не будем, там ситуация с экономией еще хуже. Бизнес - есть бизнес.

И, в конечном итоге грамотный пользователь, любитель музыки с повышенными требованиями приходит к пониманию того, что купить нормальную акустику с приемлемым звучанием можно или за очень дорого или невозможно в принципе.

Внутри заводской АС. Сделано из отходов, качество ниже плинтуса.
Внутри заводской АС. Сделано из отходов, качество ниже плинтуса.

Самодельщина - самопальщина

Что такое современная самодельщина? Современные возможности таковы:

  • В свободном доступе имеется множество компьютерных программ, позволяющих на очень высоком уровне производить моделирование, симуляцию и расчеты акустических систем. Что ранее вызывало большие проблемы, например с расчетами и настройкой акустики, теперь не проблема. Точное измерение параметров динамиков не представляет собой никаких проблем. Например:

Имеется возможность покупки практически любого динамика, начиная с легендарных, винтажных и заканчивая самыми современными.

  • Возможность изготовления на заказ любых деталей и свободный доступ к любым материалам. Фанера, МДФ, ДСП, спец листовые материалы, любая акустическая фурнитура, ткани, поглощающие материалы, разъемы, фильтры, другие комплектующие, лучшие лаки, натуральные шпоны - все это доступно к использованию, любому любителю.

Таким образом, современная ситуация с доступом к технологиям, материалам и комплектующим деталям позволяет создавать собственными силами акустические системы высочайшего класса, с затратами в разы меньшими, чем покупка промышленной акустики.

Соответственно качество изготовления и контроль за распределением затрат внутри проекта позволяют получать более высокий результат готовой акустики, чем тоже при конвейерном изготовлении.

Как изготовить для себя лучшую в мире акустику?

  1. Составить для себя перечень требований, что бы Вы хотели видеть в конечном результате. Составить небольшое ТЗ (техническое задание). Например: я хочу акустику 200 Вт, шпон натуральный дуб, для прослушивания рока, в помещении такого объема, быстрый бас, мягкие высокие частоты, примерный размер колонок, высота динамиков для места прослушивания и пр.
  2. Консультируетесь с специалистом по выбору типа акустического оформления - фазоинвертор, лабиринт, рупор или иное.
  3. Подбираете и заказываете динамики.
  4. Проводите точное измерение параметров динамиков.
  5. Рассчитываете в соответствующей программе корпус.
  6. Выбираете отделку, цвет, дизайн.
  7. Выполняете сборку.
  8. Обмываете результат.

Все это может сделать обычный любитель музыки, выполняя на заказ в фирмах или у частных специалистов соответствующие работы.

Конечно все это сделать много проще, если обратиться к специалисту или фирме, которая сделает все работы под ключ.

Есть поле для творчества!
Есть поле для творчества!

Советы, помощь и консультации, бесплатно, если, что. row399a@gmail.com