Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. Первый в России

Мы стояли на левом берегу Катуни вместе с сыном и рассматривали Ининские мосты. Две конструкции, являлись нам как перевертыши, то есть один - по боковому рисунку напоминала второй, только перевернутый… детский взгляд на сложные вещи…

Мой сын был удивлен, тому факту, что после строительства у нас на Алтае вот этого моста, по миру стали строить над горными реками подобные мостовые переходы.

Хочется, чтобы каждый, проезжающий мимо гость нашей республики, знал его историю от проекта до воплощения в жизнь.

Чуйский тракт славен своими мостами: что ни мост, то история. По уникальности все остальные сооружения превосходит подвесной мост через реку Катунь у села Иня. В районе 703 километра Чуйского тракта. У него несколько названий: Ининский, Цаплинский, Дембельский. Он является: единственным архитектурным памятником республики Алтай; памятником мостостроения Сталинской эпохи; первым в мире и в России висячим двухкабельным мостом, построенным по заказу управления строительства шоссейных дорог и по проекту талантливого русского инженера Сергея Афанасьевича Цаплина.

-2

Надеюсь, что у Цаплинского моста в скором будущем появится информационный щит, рассказывающий о его строительстве и об авторе этого уникального проекта. Ведь не за горами 100-летие Чуйского тракта.

Что известно ...

... 21 марта 1936 года были завершены строительные работы по введению в эксплуатацию моста через Катунь близ села Иня Онгудайского района.

Ининский подвесной мост – памятник архитектуры, построенный по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, представляет интерес как первый двухцепной висячий мост на территории России. Основной особенностью конструкции является оригинальная система висячего моста, основанная на теории многоцепных висячих ферм. Общая длина моста по настилу – 142 м, пролет над Катунью – 100 м. Пилоны высотой 21 метр представляют собой качающие железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах.

-3

В 1934 году студент Московского автодорожного института Сергей Цаплин был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Со студенческой скамьи он увлекался теорией висячих мостов. В своей работе «Многоцепные висячие фермы» представил разработанный ряд новых и оригинальных систем висячих мостов. 26- летний пятикурсник, вдохновленный строительством дороги, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу – двухтросовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру понравилась студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков – 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через реку здесь осуществлялось с помощью паромной переправы.

-4

Строительство моста началось в декабре 1934 года. Цаплин сам претворял свой проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. В подготовительных работах принимали участие местные жители, они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили 3000 заключенных седьмого отделения Сиблага НКВД. На левом берегу, на пригорке стоял огражденный колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана. Все работы велись вручную, люди руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивали на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля. Заключенных обещали амнистировать после завершения работ, поэтому у моста было еще одно название – «дембельский». Работы велись как днем, так и ночью при свете фонарей. В апреле 1936 года начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от шести до восьми тонн медленно проехали с берега на берег. 1 мая 1936 года мост открыли.

-5

Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали.

".. Но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС – 5 с государственным номером 1-70-02, которым управлял водитель-стажер с очень небольшим опытом вождения по горной дороге Л. С. Ненахов при выполнении крутого поворота на 339 - ом км ЧВТ (Чуйского Военизированного тракта) сорвался с 32-метрового обрыва на каменные глыбы, лежавшие на берегу Катуни. В кузове находилось 25 заключенных, в кабине - сам начальник Управления строительства ЧВТ А. И. Микрюков. Погибло 25 человек, включая А. И. Микрюкова, водителя Л. С. Ненахова и 23 заключенных. два заключенных были тяжело ранены. Дальнейшая их судьба неизвестна. В акте происшествия, подробно зафиксировавшим техническую характеристику автомашины, ничего не было сказано ни о выживших строителях, ни о месте захоронения 23 погибших. По всей видимости, их закопали неподалеку от места их гибели..." (Л. Н. Мукаева)

Ининский подвесной мост был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста. С 1994-го Ининский мост является памятником архитектуры и внесен в Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

-6

Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина, фото атвора