Найти тему
#velonation

Велосипедисты любят ездить по прямой

Зачем делать велодорожку на этой улице, если здесь много машин, а велосипеды можно пустить в объезд? Согласитесь, что лучше ехать не по большой загруженной улице, а по маленьким, где машин меньше и воздух чище. Здесь ваша велодорожка вызовет транспортный коллапс, а там — катайтесь на здоровье. Это популярный ход мысли. И он, к сожалению, ошибочный. 

Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr
Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr

Велосипедисты ничем не отличаются от любых других людей: если ты едешь по делам, а не просто делаешь моцион ради развлечения, то он будешь искать кратчайший путь. В городах без велоинфрастуктуры этот маршрут станет компромиссом между собственно скоростью и безопасностью. 

Даже самой прямой маршрут в таких городах никогда не бывает достаточно прям — надземные и подземные переходы отнимают много сил, и люди порой готовы сделать изрядный крюк, чтобы их объехать. Но искривлять его ещё стильнее, чтобы не потревожить автомобили, как это предлагают противники велополосы на лесной — неработающая и вредная идея. Люди будут ездить как им удобней. Карты Strava показывают не весь велосипедный трафик, а только пользователей сервиса, но в целом позволяют судить, насколько востребована та или иная улица: Лесная явно пользуется популярностью, а по окрестным Миусским ездят меньше. Значит, на Лесной людям удобней, что легко объясняется — это кратчайший путь между другими двумя востребованными улицами, Новослободской и 1-ой Тверской-Ямской.

-2

«Если в вашем городе добраться из пункта А в Б быстрей всего на велосипеде, то — независимо от климата и ландшафта — вы на полпути к успеху», — пишет в своей книжке Copenhazenize основатель одноименного дизайн-бюро и один из головных евангелистов велотранспорта Микаэль Колвилл-Андерсен. Начиная с 1990-х годов копенгагенская мэрия проводит регулярный опрос: “Почему люди ездят на велосипедах?”. И раз за разом горожане отвечают: «Потому что это быстро». Скорость важней всего для 56%, далеко опережая спортивную нагрузку, экономию и экологию. 

В КОПЕНГАГЕНЕ ПОЕЗДКА ПО ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ МАРШРУТУ НА МАШИНЕ, МЕТРО И ВЕЛОСИПЕДЕ ЗАНИМАЕТ 37, 32 И 13 МИНУТ СООТВЕТСТВЕННО.

По части удобства с автомобилем не может конкурировать ни один другой транспорт, нужны какие-то другие аргументы. И что это как не время, которое не только деньги, но и сама наша жизнь, которую не хочется проводить в трафике? В Копенгагене поездка по одному и тому же маршруту на машине, метро и велосипеде занимает 37, 32 и 13 минут соответственно. Достигается такое соотношение это не только прокладкой велодорожек, но и целенаправленным искривлением автомобильных маршрутов.

Краткая история транспортного проектирования от Copenhagenize
Краткая история транспортного проектирования от Copenhagenize

Классический пример — город Гронинген в Нидерландах, где в конце 1960-х планировали построить автомобильный рай с хайвеями и развязками, но к власти в городе пришли люди, которым этот вариант не понравился и они предложили альтернативу. В 1977 году город поделили на четыре сектора, проезд между которыми для машин разрешили только по окружной дороге за пределами центра. Автомобильные маршруты стали длиннее и менее привлекательными. Сейчас Гронинген считается лучшим маленьким велогородом мира, хотя имел все шансы превратиться в Лос-Анджелес в миниатюре. 

Гронинген. Фото: Marco Derksen/Flickr
Гронинген. Фото: Marco Derksen/Flickr

Прогрессивные велогорода не только делают велоинфраструктуру, упрощая жизнь велосипедистам, они планомерно усложняют жизнь автомобилистам. И речь идёт не о смущении 5,5-метровых полос до 3,5 метров, а более чувствительных ограничениях. Нам до этого еще далеко, но давайте решать проблему минимум: велосипедные маршруты должны быть прямыми, иначе это не маршрут, а фикция.