Найти тему

"Гоголь. Вечера" - театральная легенда

Оглавление
Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть I" Центр им. Вс.Мейерхольда
Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть I" Центр им. Вс.Мейерхольда

Театр нулевых – великий эксперимент. Дерзкие люди. Спектакли – открытия. Новые театральные команды, где каждый свободен в игре, надёжен и нужен в актёрском ансамбле.

Первым делом вспоминаю «Гоголь. Вечера», постановка трёх частях. Все три премьеры в 2008-2009-м прошли на сцене Центра имени Всеволода Мейерхольда, известного как ЦиМ. Режиссёр – Владимир Панков, он же музыкант и композитор, он же – создатель студии SounDramа, он же сегодня – художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры (ЦДР).

Владимир Панков, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры. Фото автора
Владимир Панков, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры. Фото автора

Первая часть – по мотивам повести «Майская ночь, или Утопленница». Сила звука и сила чувства невероятная. На глазах творится обряд, где нет деления на обыденное и священное, где все то милуются, то прощаются, озорство сродни ритуальному убийству, а украинский хутор становится мировой деревней и где-то рядом растёт то дерево, по которому Господь на землю сходит. Патриархальность без замшелости, этнографичность без местечковости.

Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть I" Центр им. Вс.Мейерхольда
Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть I" Центр им. Вс.Мейерхольда

Широта, с которой Панков открывает путь к Гоголю, сродни балканским мотивам Павича и Кустурицы. Это миф - универсальный в том главном уроке, который он преподносит людям и неповторимый в драматургических поворотах. Любовь, испытание, загробная дарительница-русалка - и фоном напевная проза, которую мы учили в школе: "Знаете ли вы украинскую ночь..."

Иван Крамской. "Русалки"
Иван Крамской. "Русалки"

Панков гениально чувствует ритмику молитв и заплачек. Одни и те же фразы многократно повторяются, перебиваются общим хором, создают рвущуюся мелодию, порой жуткую до дрожи, как в сцене, где утопленница просит у героя: "Парубок, найди мне мачеху..." И когда в финале все снова усаживаются за общий стол, тишина вознаграждает певших, игравших, плясавших, слушавших, всех одержимых этой народной музыкой народного праздника. Потому что и Гоголь, ранний, автор "Вечеров на хуторе близ Диканьки", и Панков - медиаторы в вечном конфликте между будничным и праздничным, волшебники, которые открывают нам глаза и делают чутким слух, погружая в стихию первоначального.

Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть II" Центр им. Вс.Мейерхольда
Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть II" Центр им. Вс.Мейерхольда

Часть вторая – «Сорочинская ярмарка». Меньше музыки, чем в первой части - больше пения а капелла. Больше костюмов - народные платья меняют то на олимпийки с трениками, то на цыганские шали и жилетки.

Больше гоголевской грусти, ощущения осени, утраченных надежд и светлых помыслов. Больше гоголевского страха перед мороком, который нечистый наводит на добрых людей.

Главная тема Гоголя, начиная с "Вечеров..." - постоянное присутствие чёрта, не где-то в потустороннем мире, куда попадают грешные души, присутствия рядом, поблизости.

"Не бойся, серденько..." - басит влюблённый Грицко своей Параске, а ей кажется, что не обошлось без лукавого, который как будто лишил её воли, привязав к ухажёру. Поминает чёрта и родня Параски, да и сама ярмарка - чёртово место, где бродит враг рода человеческого, собирая по кускам свою красную свитку.

Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть II" Центр им. Вс.Мейерхольда
Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть II" Центр им. Вс.Мейерхольда

История про неё - отдельный эпизод, антреприза, которую разыгрывают для провинциальной публике заезжие звёзды, пародируя нещадно все актёрские ужимки и прыжки,столь любимые стареющими театралками.

Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть III" Центр им. Вс.Мейерхольда
Сцена из спектакля"Гоголь. Вечера. Часть III" Центр им. Вс.Мейерхольда

В третьей части, в основе которой лежит «Вечер накануне Ивана Купала», Панков, кажется, повторил историю Гоголя - как художник, сначала отдавшийся музыкальному потоку живой жизни, а потом ужаснувшийся тому, до какой дисгармонии может дойти вся эта первородная стихия. Всё мрачнее становятся его саундрамы, всё реже звучит чистый, незамутнённый смех - а хохот, какой-то дьявольский, наводящий ужас хохот, слышен всё громче. Во второй части "Вечеров" центральным событием было шоу под названием "Красная свитка" - дьявол потешал ярмарочную публику рассказом о том, как легко обморочить простую душу; в третьей части враг, взявший себе имя Басаврюк, глумится и соблазняет, безнаказанно, свободно, нагло, потешается сам и выводит на посмешище мужиков и баб, безумно влюбленных и крепко поддавших, бедных, богатых, всех, всех, весь крестьянский, христианский мир.

Владимир Маковский. Иллюстрация к повести Гоголя  "Вечер накануне Ивана Купала"
Владимир Маковский. Иллюстрация к повести Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала"

Тот, кто не читал "Вечер накануне Ивана Купала", вряд ли поймёт, какой ценой Петрусь получил богатство и женился на своей любимой; цена крови замазана, звук убийства зашумлён. Развязка - неожиданная, как последний гоголевский жест отчаяния – приводит зрителя в недоумение. Остаётся довериться режиссёру. И Гоголю. Эта пара много знает о теневой стороне веселья народных праздников.