Найти тему
Рок на БиС

Каверы в творчестве Nazareth.1981-1989.

В предыдущей заметке мы остановились на выпущенном хард-рок группой Nazareth в 1981 году диске "The Fool Circle". Но он оказался в 1981-ом не единственным. В сентябре вышел двойной концертник "It's Naz" (SNAZ), записанный в канадском Ванкувере и содержащий помимо целой россыпи уже упомянутых каверов два новых, сыгранных вживую и в дальнейшем нигде на студийниках шотландцев не появлявшихся.

обложка альбома взята на MMA.
обложка альбома взята на MMA.

Выбор одного из них понятен. "Java Blues", впервые прозвучал на дебютном одноименном сольном альбоме 1977 года басиста/вокалиста канадской команды The Band Рика Данко (Rick Danko). А концерт, напомню, проходил в Канаде.

Ютуб-канал TheFoxTheatre

Для звукового примера я выбрал не оригинальную студийную версию песни, а её совместное концертное исполнение самим Данко и известным блюз-рокером Полом Баттерфилдом (Paul Butterfield). У Nazareth концертная версия - вот и будем сравнивать её с концертной.

Перед началом песни Дэн Маккаферти представил двух новых членов коллектива: клавишника Джона Локка (John Locke) и гитариста Билли Рэнкина (Billy Rankin). В целом исполнение Nazareth мне представляется более ярким и легким, вполне в духе той тенденции облегчения звучания, которая началась с "The Fool Circle" и продолжилась на следующих альбомах шотландцев. Исполнение Данко и Баттерфилда, естественно, более блюз-роковое, корневое и приземленное. У "назаретян" песня расцвечена разухабистым пианино, у Данко более традиционным блюзовым звуком губной гармоники Баттерфилда.

А последним номером "живой" части программы SNAZ (на диске была еще пара студийных вещей) стал кавер на "Tush" группы ZZ Top (20-е место в сингловом поп-чарте!) с альбома "Fandango!"

Ютуб-канал MikeNadiBluesRock

Версия Nazareth в конкретном случае до оригинала, на мой взгляд, не дотягивает. Аранжировка ничем не отличается кроме навязчивых клавишных, а в мощи и энергетике шотландцы бородачам из Техаса в песне про шикарную задницу изрядно проигрывают.

В число вышеупомянутых студийных треков вошел также новый перезаписанный вариант первого кавера с первого альбома Nazareth. Речь идет о "Morning Dew" Бонни Добсон и Тима Роуза. Про немецкоязычную версию я писал в предыдущей заметке. На SNAZ в качестве добивки к концертной части программы появилась английская.

И вновь, как это уже один раз было, с приходом второго гитариста два альбома "2XS" (1982) и "Sound Elixir" (1983)

Обложки альбомов взяты на MMA
Обложки альбомов взяты на MMA

обошлись без чужих песен. И только в 1984-ом на "The Catch"

Обложка альбома взяты на MMA
Обложка альбома взяты на MMA

опять превратившаяся в квартет группа пару каверов записала. Хит №1 1966 года "Ruby Tuesday" от Rolling Stones особо представлять не нужно.

Ютуб-канал Treze Rock

Надо сказать, что в 80-е Nazareth сделали попытку осовременить звучание и угнаться за тогдашними модными тенденциями. Выведенные на передний план прямолинейные ударные, не позволяющая себе лишних вольностей гитара, звук плотный, но глуховатый и суховатый. Шедевр барокко-попа в таком варианте превратился в нечто близкое стандартному AOR-формату.

Второй номер был по устоявшейся уже в группе традиции взят у крайне успешных профессиональных авторов. Кэрол Кинг (Carole King) была автором музыки 118 песен, попавших в чарты Billboard, и 61-ой, попавшей в британские чарты. Вдобавок, известной сольной исполнительницей. "A Road to Nowhere" была написана и выпущена на вне-альбомном сингле в 1966 году. Автором лирики стал муж Кэрол, Джерри Гоффин. Надо сказать, что конкретно эта вещь ни в какие хит-парады не попала. И несмотря на то, что Кинг считается авторшей, работавшей в стиле brill building pop, несет отпечаток каких-то около-фолковых влияний.

Ютуб-канал skawashers

Не знаю, зачем известным хард-рокерам было брать именно эту песню. На мой взгляд абсолютно невыдающуюся. И у маститых авторов бывают проходные произведения. Ну, и сделать "конфетку" у Nazareth тоже не получилось. Получился стандартный AOR, в котором из всех инструментов вновь лучше всего слышна бУхающая бочка.

На "Cinema" (1986) группа каверами не отметилась. А вот на следующем диске "Snakes 'N' Ladders" (1989) их было три.

Обложка альбома взяты на MMA
Обложка альбома взяты на MMA

"Snakes 'N' Ladders" стал альбомом примечательным во многих отношениях. Это была последняя запись классического состава. Хоть и с привлечением сессионных исполнителей и музыкального программирования. После него ушел бессменный гитарист Мэнни Чарльтон, и начались пертурбации с составом. Он стал последним альбомом с очень известной "назаретовской" песней
"We Are Animals". И он стал последним, на котором есть каверы. По крайней мере, на следующих семи студийниках я их не знаю.

Изящная вещица безвременно ушедшего из жизни фолк-рокового исполнителя Тима Хардина (Tim Hardin) "How Can We Hang On to a Dream?" была записана на его первом полноформатнике, названном без затей "1" и вышедшем в 1966 году (уже третий подряд кавер, впервые прозвучавший в 1966-ом)

Музыканты Nazareth сделали её не менее изящной, зато более драматичной и экспрессивной. Маккаферти поет как в лучшие годы. Безупречная гитарная работа, когда кажется,что не сыграно ни одной лишней ноты, очень уместные клавишные, отличная аранжировка - всё на месте, включая отменную ритм-секцию.

Название, правда, чуть сократили. Но песня та самая, не сомневайтесь.

Следующая выбранная для кавера песня стала популярной в исполнении Дженис Джоплин. Но первой её спела не она, а Эрма Франклин (Erma Franklin), старшая сестра знаменитой Ареты. Романтическая любовная соул-баллада "Piece of My Heart" (авторы - Джерри Роговой (Jerry Rogovoy) и Берт Бернс) вышла как сингл в 1967-ом. Представленный клип гораздо более поздний, но очень стильный -

Ютуб-канал ErmaFranklinVEVO

Песня перепевалась огромное число раз. Версия Nazareth точно не последняя в этом ряду. Как говорится "сделано с любовью".

Ютуб-канал NAZARETH CURITIBA - BRASIL

И последний кавер в истории Nazareth фолк-роковая "Helpless" с "Déjà Vu" от Crosby, Stills, Nash & Young (1970). Три аккорда, но таких, что будут петься вечно.

Ютуб-канал junk man

Грустная, ностальгическая и захватывающая песня.

Завершая свой рассказ о каверах, сыгранных популярной и любимой слушателями по всему миру рок-бандой Nazareth, хочу отметить вот что. Первое. Широчайший разброс в выборе исходного материала. Тут тебе и фолк, и психоделия, и кантри, и ритм-энд-блюз, и поп-песни. Второе. Очень редко подводивший музыкантов в выборе вкус. Третье. Подавляющее большинство оригиналов были впервые спеты в 1960-е. Это те мелодии, на которых шотландский квартет вырос. То есть, чтобы стать хард-рокером, не обязательно в детстве и юности слушать хард. Как бы не пытались доказать обратное некоторые наши комментаторы. Четвертое. Знаменитые рокеры не стеснялись отлично знать и исполнять то, что огромное число здешних якобы знатоков рока считает "попсой". От которой с упорством достойным лучшего применения такие "знатоки" пытаются отделить "настоящий" рок.

P.S. Во всех трех опросах по поводу выбора лучшего исполнения, размещенных в предыдущих заметках, практически безальтернативно победил Назарет. Собственно, никто в таком исходе и не сомневался.

Вот.

Предыдущие заметки:

Каверы в творчестве Nazareth.1971-1973.

Каверы в творчестве Nazareth.1974-1976.

Каверы в творчестве Nazareth.1976-1981.