В предыдущей заметке мы остановились на выпущенном хард-рок группой Nazareth в 1981 году диске "The Fool Circle". Но он оказался в 1981-ом не единственным. В сентябре вышел двойной концертник "It's Naz" (SNAZ), записанный в канадском Ванкувере и содержащий помимо целой россыпи уже упомянутых каверов два новых, сыгранных вживую и в дальнейшем нигде на студийниках шотландцев не появлявшихся.
Выбор одного из них понятен. "Java Blues", впервые прозвучал на дебютном одноименном сольном альбоме 1977 года басиста/вокалиста канадской команды The Band Рика Данко (Rick Danko). А концерт, напомню, проходил в Канаде.
Ютуб-канал TheFoxTheatre
Для звукового примера я выбрал не оригинальную студийную версию песни, а её совместное концертное исполнение самим Данко и известным блюз-рокером Полом Баттерфилдом (Paul Butterfield). У Nazareth концертная версия - вот и будем сравнивать её с концертной.
Перед началом песни Дэн Маккаферти представил двух новых членов коллектива: клавишника Джона Локка (John Locke) и гитариста Билли Рэнкина (Billy Rankin). В целом исполнение Nazareth мне представляется более ярким и легким, вполне в духе той тенденции облегчения звучания, которая началась с "The Fool Circle" и продолжилась на следующих альбомах шотландцев. Исполнение Данко и Баттерфилда, естественно, более блюз-роковое, корневое и приземленное. У "назаретян" песня расцвечена разухабистым пианино, у Данко более традиционным блюзовым звуком губной гармоники Баттерфилда.
А последним номером "живой" части программы SNAZ (на диске была еще пара студийных вещей) стал кавер на "Tush" группы ZZ Top (20-е место в сингловом поп-чарте!) с альбома "Fandango!"
Ютуб-канал MikeNadiBluesRock
Версия Nazareth в конкретном случае до оригинала, на мой взгляд, не дотягивает. Аранжировка ничем не отличается кроме навязчивых клавишных, а в мощи и энергетике шотландцы бородачам из Техаса в песне про шикарную задницу изрядно проигрывают.
В число вышеупомянутых студийных треков вошел также новый перезаписанный вариант первого кавера с первого альбома Nazareth. Речь идет о "Morning Dew" Бонни Добсон и Тима Роуза. Про немецкоязычную версию я писал в предыдущей заметке. На SNAZ в качестве добивки к концертной части программы появилась английская.
И вновь, как это уже один раз было, с приходом второго гитариста два альбома "2XS" (1982) и "Sound Elixir" (1983)
обошлись без чужих песен. И только в 1984-ом на "The Catch"
опять превратившаяся в квартет группа пару каверов записала. Хит №1 1966 года "Ruby Tuesday" от Rolling Stones особо представлять не нужно.
Ютуб-канал Treze Rock
Надо сказать, что в 80-е Nazareth сделали попытку осовременить звучание и угнаться за тогдашними модными тенденциями. Выведенные на передний план прямолинейные ударные, не позволяющая себе лишних вольностей гитара, звук плотный, но глуховатый и суховатый. Шедевр барокко-попа в таком варианте превратился в нечто близкое стандартному AOR-формату.
Второй номер был по устоявшейся уже в группе традиции взят у крайне успешных профессиональных авторов. Кэрол Кинг (Carole King) была автором музыки 118 песен, попавших в чарты Billboard, и 61-ой, попавшей в британские чарты. Вдобавок, известной сольной исполнительницей. "A Road to Nowhere" была написана и выпущена на вне-альбомном сингле в 1966 году. Автором лирики стал муж Кэрол, Джерри Гоффин. Надо сказать, что конкретно эта вещь ни в какие хит-парады не попала. И несмотря на то, что Кинг считается авторшей, работавшей в стиле brill building pop, несет отпечаток каких-то около-фолковых влияний.
Ютуб-канал skawashers
Не знаю, зачем известным хард-рокерам было брать именно эту песню. На мой взгляд абсолютно невыдающуюся. И у маститых авторов бывают проходные произведения. Ну, и сделать "конфетку" у Nazareth тоже не получилось. Получился стандартный AOR, в котором из всех инструментов вновь лучше всего слышна бУхающая бочка.
На "Cinema" (1986) группа каверами не отметилась. А вот на следующем диске "Snakes 'N' Ladders" (1989) их было три.
"Snakes 'N' Ladders" стал альбомом примечательным во многих отношениях. Это была последняя запись классического состава. Хоть и с привлечением сессионных исполнителей и музыкального программирования. После него ушел бессменный гитарист Мэнни Чарльтон, и начались пертурбации с составом. Он стал последним альбомом с очень известной "назаретовской" песней
"We Are Animals". И он стал последним, на котором есть каверы. По крайней мере, на следующих семи студийниках я их не знаю.
Изящная вещица безвременно ушедшего из жизни фолк-рокового исполнителя Тима Хардина (Tim Hardin) "How Can We Hang On to a Dream?" была записана на его первом полноформатнике, названном без затей "1" и вышедшем в 1966 году (уже третий подряд кавер, впервые прозвучавший в 1966-ом)
Музыканты Nazareth сделали её не менее изящной, зато более драматичной и экспрессивной. Маккаферти поет как в лучшие годы. Безупречная гитарная работа, когда кажется,что не сыграно ни одной лишней ноты, очень уместные клавишные, отличная аранжировка - всё на месте, включая отменную ритм-секцию.
Название, правда, чуть сократили. Но песня та самая, не сомневайтесь.
Следующая выбранная для кавера песня стала популярной в исполнении Дженис Джоплин. Но первой её спела не она, а Эрма Франклин (Erma Franklin), старшая сестра знаменитой Ареты. Романтическая любовная соул-баллада "Piece of My Heart" (авторы - Джерри Роговой (Jerry Rogovoy) и Берт Бернс) вышла как сингл в 1967-ом. Представленный клип гораздо более поздний, но очень стильный -
Ютуб-канал ErmaFranklinVEVO
Песня перепевалась огромное число раз. Версия Nazareth точно не последняя в этом ряду. Как говорится "сделано с любовью".
Ютуб-канал NAZARETH CURITIBA - BRASIL
И последний кавер в истории Nazareth фолк-роковая "Helpless" с "Déjà Vu" от Crosby, Stills, Nash & Young (1970). Три аккорда, но таких, что будут петься вечно.
Ютуб-канал junk man
Грустная, ностальгическая и захватывающая песня.
Завершая свой рассказ о каверах, сыгранных популярной и любимой слушателями по всему миру рок-бандой Nazareth, хочу отметить вот что. Первое. Широчайший разброс в выборе исходного материала. Тут тебе и фолк, и психоделия, и кантри, и ритм-энд-блюз, и поп-песни. Второе. Очень редко подводивший музыкантов в выборе вкус. Третье. Подавляющее большинство оригиналов были впервые спеты в 1960-е. Это те мелодии, на которых шотландский квартет вырос. То есть, чтобы стать хард-рокером, не обязательно в детстве и юности слушать хард. Как бы не пытались доказать обратное некоторые наши комментаторы. Четвертое. Знаменитые рокеры не стеснялись отлично знать и исполнять то, что огромное число здешних якобы знатоков рока считает "попсой". От которой с упорством достойным лучшего применения такие "знатоки" пытаются отделить "настоящий" рок.
P.S. Во всех трех опросах по поводу выбора лучшего исполнения, размещенных в предыдущих заметках, практически безальтернативно победил Назарет. Собственно, никто в таком исходе и не сомневался.
Вот.
Предыдущие заметки:
Каверы в творчестве Nazareth.1971-1973.
Каверы в творчестве Nazareth.1974-1976.