Это плоские лодочки, которыми надо править стоя, в «Орле и решке» назвали тазиками для оливье. Странные эти вьеты – как только они умудряются править такими неудобными лодчонками? И ведь передвигаются на них довольно умело.
А откуда вообще «есть пошли» такие «тазики для оливье»?
Туристам рассказывают, что все дело было в налогах. Некогда «голь», которая и во Вьетнаме «на выдумку хитра», придумала, что, если у лодки нет ни кормы, ни носа, то измерить ее нельзя. А стало быть, нельзя взять с нее налог. Ведь налог берется за конкретную длину транспортного средства! :)
Поначалу лодочки эти были весьма экологичными, поскольку изготовлялись из бамбука, а потом еще покрывались смолой. Их потому так и называли: thúng chài – тхунг чай. В переводе это означает «корзина со смолой» (хотя ходит и такой вариант перевода, как «корзина для рыбалки»).
Постепенно экология и самобытность отошли на 2-й план, уступив место экономическим соображениям. И лодочки стали изготавливать из банального дешевого пластика.
Впрочем, пластиковые плав-средства более легки, вследствие чего более подвижны и маневренны.
Способ передвижения на этих лодках – такой же экзотичный, как они сами. Управляет ею 1 человек, который все время стоя гребет 1 веслом, причем в разные стороны волнообразными движениями, рисующими на воде знак бесконечности. Ну, или восьмерку – кому как видится.
При этаких движениях лодка, разумеется, плывет не ровно, а раскачиваясь. Однако вьетнамцы привыкли к такой манере и нисколько не боятся. И их почему-то совсем не укачивает.
Порой в такой малогабаритный транспорт набивается до 5 пассажиров, да еще и с вещами, и с провизией. Так что лодки вполне себе рациональны. Правда, когда сильные волны, лодки не очень устойчивы.
Но и эстетичной прелести им не занимать: умелые гребцы на радость публике (и чтобы заработать чаевые) умеют пускать свои лодки чуть ли не в вальсирующие движения. Наблюдать за ними – одно удовольствие! А вот кататься на них в это время – радость только тем, кто любит аттракционы и обладает выносливым вестибулярным аппаратом.
Любят вьетнамские ребята и устраивать соревнования на таких лодках: кто дальше и быстрее заплывет и дольше не упадет. Выглядит, конечно, колоритно.
Чаще всего тхунг чай курсируют близко с берегом, например чтобы довезти что-то рыбакам в море на судно покрупнее. А иногда бывает наоборот: рыболовецкие суда набирают по несколько таких малышек, а заплыв в море, выпускают их. Дескать, пусть порыбачат.
Впрочем, некоторые народные мастера умудряются вмонтировать в эту лодчонку стационарный двигатель и плавать гораздо дальше.
Ну, а это фото забавного экзотичного азиатского водного транспорта было сделано вьетнамским фотографом Чан Туан Вьетом. На уличную выставку его фото мне удалось попасть во вьетнамском городке Нячанг.
Между прочим, товарищ этот – не просто какой-то там странноватый уличный фотограф, а модный сторителлер с разными престижными премиями, включая международные. Он сотрудничает с Google, National Geographic Magazine и др.
П. с. Также читайте пост об экзотичном и забавном китайском транспорте пост.