" ...но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек." (Фил. 2:7)
Тайна природы Христа до Его рождения на земле остается в большей степени сокрытой. Библейские тексты разбросанные на страницах посланий апостолов проливают некоторый свет и дают определенное представления из чего мы можем сделать вывод - Христос стал тем, кем никогда не был.
Вышеприведенный текст послания Павла в Филиппы (город на побережье Эгейского моря) передает нам эту мысль двумя ключевыми словами: "приняв" и "стал", из чего следует: Христос воспринял на Себя человеческую природу со всеми вытекающими отсюда последствиями одновременно оставаясь Богом. Это величайшая тайна, как говорит о ней все тот же Павел.
Основной вопрос, который нас сегодня интересует: в какой ипостаси пребывал Христос до Своего воплощения ?
В христианском мире бытуют два диаметрально противоположных взгляда: Христос - Бог и Христос - первый из всех творений. Эти идеи возникли не вчера, а буквально чуть ли не в первые века христианской эры. Причем некоторые из них были уже отражены на страницах апостольских посланий в виде предупреждения от такого рода мыслей. Например Иоанн в своем послании пишет: "всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога." (1Иоан. 4:2-3) Уже тогда существовали разночтения в понимании природы Христа, в Его земном пребывании, что уж говорить о Его сущности до рождения на Земле. Тут до сего дня ведутся жаркие споры и приводятся различные аргументы в пользу того или иного взгляда.
Мы не будем вникать во все тонкости богословских теорий, а рассмотрим ряд интересных на мой взгляд прямых и косвенных идей, между тем проливающих достаточно света на решение этого непростого вопроса.
Такие привычные для нас категории, как Отец и Сын, создают риск думать, что Сын имеет начало. Между тем довольно обильное количество текстов Нового Завета утверждает обратное. В принципе, достаточно было привести цитату евангелия от Иоанна, где о Христе говорится как о Творце и Начале всего вообще. "Без Него ничто не начало быть, что начало быть". Довольно емкое утверждение, не правде ли?
"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,-- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол. 1:15-17)
Как вы думаете, о ком идет речь в этом отрывке? Да, речь идет о Христе. Некоторые правда смущаются фразой "рожденный прежде всякой твари" и строят свои утверждения о начальной природе Сына, опуская остальные, имеющие, на мой взгляд, ключевое значение слова и выражения: "Все Им стоит", "все Им сотворено" - это прерогатива исключительно одного Бога, никак не меньше. Не замечать это попросту недопустимо и легкомысленно, если не сказать больше, в какой то степени опасно.
Еще одна примечательная идея находится в евангелии от Иоанна. Я как то говорил на эту тему в одной из статей, но видимо она прошла незамеченной. Теофания в книге Исаии ,когда пророк видел Бога в окружении херувимов и серафимов, закрывающих свои глаза крыльями, отчего пророк пришел в страх и трепет. Эта история описана в шестой главе Исаии. Интересно отметить, апостол Иоанн, упоминает эту главу в своем евангелии такими словами: "Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (Иоан. 12:41) Опять апостол упоминает Христа в контексте ветхозаветных представлений о Боге. Это наиболее яркая картина и тут есть о чем подумать.
Теперь обратимся к нравственному аспекту. Если Христос не Бог, появляются ряд фундаментальных возражений следующего порядка. Бог ничем не жертвовал посылая на жуткую смерть Свое, пускай и могущественное, но все же Творение. Это весьма важный момент из которого может следовать вывод - знаменитый текст "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" изначально неверен и противоречив.
Вся суть и тайна спасения человечества, вся глубина и красота, слава и величие как раз таки в том, что Бог в полной мере воспринял человеческую природу, Сам умер, приняв на Себя весь ужас и мрак страшной смерти на кресте, и воскрес для последующей славы спасенных.
Вывод Нового завета - Бог есть любовь, не мог бы быть сделан, если бы Сам Бог не продемонстрировал ее во всей полноте. Недостаточно об этом просто говорить, никакими словами ее не выразишь, так, как это сделал Христос на кресте. И ценность этого вывода возрастает в еще большей мере, когда мы понимаем ,что на кресте был никто иной, как Сам Бог.
Отвергать божественную природу Сына ,значит отвергать подвиг и величие жертвы. Означает обесценить все, что Бог предпринял для нашего с вами спасения.