К югу от Петербурга, близ Волковой деревни, в 1773 году власти выделили небольшой участок для лютеранского кладбища, рядом с уже существовавшим Волковским православным.
Новое кладбище долгое время называли Бретфельдовским, потому что первым, кого похоронили на новом участке, был немецкий купец по имени Иоганн Бретфельд.
Здесь хоронили в основном прихожан двух лютеранских церквей — церкви св. Петра и Павла (на Невском пр.) и церкви св. Анны (на Кирочной улице), но и другим не отказывали.
Однако на все были свои строгие правила. Для этого кладбища была разработана собственная система захоронений.
Вся площадь кладбища была разделена дорожками на участки. Участки делились на линии. Существовало три вида линий.
- Первая линия — это полоса земли шириной 6 м 40 см, находящаяся вплотную к дорожке. Она нарезалась на участки произвольной площади, которые любой желающий с тугим кошельком мог купить в вечную собственность. Здесь располагались семейные усыпальницы, места для всех членов семьи, надгробия с большими красивыми памятниками. Справедливо было и обратное: если человек планировал выстроить склеп для своих усопших родственников или поставить на их могиле массивное надгробие, он должен был выкупить участок на первой линии.
- На второй линии — полосе земли шириной 4 м 20 см — такие массивные надгробия ставить не разрешалось, но можно было выкупить участки для семейных захоронений. Здесь участки были подешевле, сооружения поскромнее. За семьей они сохранялись только до тех пор, пока за могилами ухаживали родственники.
- На третьей линии — шириной в 2 м 10 см — нарезались участки под одиночные могилы, совсем недорогие и без лишних украшений. Скромные памятники, неприметные кресты. Эти места в вечную собственность также не предназначались.
Прихожанам Петрикирхе и Анненкирхе предлагались на кладбище места по льготной цене, со скидками. Остальным — чуть подороже.
Помимо этого, на новом кладбище была разработана уникальная система, по которой каждому участку присваивался отдельный номер и каждый надгробный памятник получал свои уникальные координаты. Похожая система используется в военных картах. Больше ни на одном кладбище — ни в России, ни в Германии — такая система не применяется.
До 1919 года на кладбище вдоль дорожек были установлены специальные колышки с указанием координат, по которым было легко ориентироваться. В 1919 году они были уничтожены, восстанавливать разметку не стали.
Все сведения о захоронениях заносились в специальные книги учета и отмечались на большом плане Бретфельдовского кладбища. Все документация хранилась у смотрителя. Большая удача, что эти документы не пропали во время революции и Великой Отечественной, и теперь можно установить место захоронения каждого из 40 тыс. человек, которые были похоронены на кладбище с 1773 по 1930-е г.
Могила Иоганна Бретфельда долгое время считалась затерянной, но в конце прошлого века ее отыскали и расчистили благодаря именно этим документам.
Бретфельдовское кладбище считалось очень красивым. Монументальные склепы, широкие дорожки, художественные надгробия создавали свой особый колорит. На территорию некрополя можно было войти через массивные кирпичные ворота, украшенные стихом из Евангелия от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь». Слева от ворот располагалась часовня в готическом стиле. Чуть подальше находился деревянный дом смотрителя. Здесь была даже оранжерея!
Новое кладбище стало местом последнего пристанища для многих известных и уважаемых в Петербурге людей. Здесь были погребены лейб-медики Я. Виллие и И. Блок, архитекторы Д. Кваренги и К. Росси, адмирал Ф. Литке, детский врач К. Раухфус, балетмейстер М. Петипа, известное творческое семейство Бенуа и многие другие.
После революции кладбище национализировали, что в данном случае означало: разрушили и разграбили. Часовню и ворота разобрали на кирпич, деревянные постройки, в том числе и дом смотрителя, пустили на дрова.
В 30-х годах руководители музея городской скульптуры кинулись спасать то немногое ценное, что еще оставалось на кладбище. Прах некоторых знаменитых людей перенесли в некрополь Александро-Невской лавры. Спасли от разрушения и некоторые надгробия, обладавшие художественной ценностью, к сожалению, без перезахоронения останков.
Если ехать по набережной реки Волковки в сторону Лиговского проспекта (на автомобиле, 74-м автобусе или 16-м трамвае), вы непременно увидите за оградой кладбища высокую бронзовую фигуру Христа. Только подумайте: в 1940-х годах ее хотели пустить на переплавку, чтобы наделать некоторое количество мемориальных табличек. Великая Отечественная война помешала этим планам, Христа оставили в покое, и сейчас его фигура является символом Волковского лютеранского кладбища.
Про соседей — музей-некрополь Литераторские мостки — можно почитать здесь.
Про перезахоронение останков А.А. Блока — здесь.