В школьные годы очень любила фильм-сказку «Тайна железной двери» (1970), которая больше напоминала фантастику (к слову, книжка-первоисточник «Шёл по городу волшебник» (1963) Юрия Томина — ещё интереснее). И вообще, этот сюжет, если в него добавить кошмаров и того, что называется suspense, мог бы стать произведением Стивена Кинга.
Но вот, что меня удивляло ещё в детстве — и не только меня. Каждый раз, когда эту кинокартину показывали по телевизору, мы обсуждали одну и ту же странную деталь. Нет, даже целый ряд деталей. Уверена, что вы тоже задавались этими вопросами...
У героев «Тайны...» есть волшебный артефакт — спички из коробка с лейблом «Я». Эти спички выполняют любое желание обладателя — от идиотских до грандиозных. Разумеется, дурковатый троечник Толик почти все спички тратит на ерунду. Но это как раз нормально — с точки зрения малолетнего разгильдяя и не особо умного паренька.
(Впрочем, не каждый взрослый человек умудрился бы создать что-нибудь реально ценное, будь у него «коробок всевластия». Меня смущало то, что имея ничтожные остатки спичек (штук 6) и обо всём рассказав своему приятелю Мишке, пацаны не догадались загадать одно-единственное желание: чтобы все остальные желания отныне исполнялись.
Или (если не хватило фантазии) — чтобы из последней спички появился новый такой же коробок. Смогли же они сделать так, что в финале спички перестали слушаться злого Волшебника. С мальчиком-магом тоже непонятно — если он сделался таким всемогущим и в состоянии всё наколдовать при помощи тех спичек, то зачем ему сдался этот школьник, которого делает своим другом-рабом?
По сюжету Волшебник томится от чёрной тоски в своём одиночестве, однако, он мог бы хоть каждый день себе устраивать веселье и радость любого масштаба в стиле Великого Гэтсби. Мне всегда нравился солнечный Остров, где обосновался Волшебник со своим роботом Балбесом. О чём ещё мечтать - никто не мешает, всё есть, рядом - море... И?!
Я понимаю, что дидактика «Тайны...» и состояла в том, что даже такому чудовищу, как Волшебник, хочется искренней (хотя и уродливой, зависимой) дружбы; что самое главное — это чудеса, сделанные своими руками; что всё «даровое» - от лукавого. В эту фабулу интереснейшим образом вплетена почти христианская мораль.
Однако всё это не отменяло беспрестанной нелогичности с этими спичками. Это Цветик-Семицветик был невосполним - всего семь лепестков и лишь один пошёл на пользу! Или, например, шагреневая кожа - она тоже уменьшалась без возврата («взрослый» аналог примерно той же темы). А тут судьбу мира по сути решила последняя спичка...
Zina Korzina (c)