Найти в Дзене
Краснобай

Тут намедни мужики Бастилию брали…

14 июля. День взятия Бастилии. Святой праздник для нас, для русских. Ну, вы знаете, 14 июля все мужики идут в магазин и там берут Бастилию. Кто одну, кто две, кто три. Самые могучие – по четыре, по пять. Святое дело, кто ж спорит.

В "Пятерочке" по этому поводу даже специальные скидки ввели. Я специально посмотрел – там печеночный паштет подешевел с майонезом. А также "Шато-де-Вонь-де-ля-Шмурдяк", рецепт 1996 года, с южного склона. Я пробовал – там реально шато. Очень шато – и вправо шато, и влево шато. Некоторых так даже и об асфальт шато. Вернее, об тротуар. Это ж Франция, панимаш. Культур-мультур.

- День взятия Бастилии впустую прошел.
- День взятия Бастилии впустую прошел.

Но а если серьезно. Вообще, вот как наша историография трактует сие событие – взятие Бастилии 14 июля 1789 года? Вот так открываешь учебник, а там:

…проявление политической сознательности масс, свержение деспотизма, освобождение политзаключенных, революционные изменения в обществе, демократизация, санкюлоты против чулконосцев, шампуни против вшивых шиньонов и перенос декольте на кринолин.

Не, ну не без этого, конечно. Только все это было не главное. Взятие Бастилии – это классический пример распила госбюджета и укрысивания бабла из казны.

Сами посудите. Как военный объект Бастилия в 1789 году уже ничего не представляла. Последний раз по боевому назначению ее использовали… наверное, только на стадии проектирования – в 1360-м году. А обычно – просто как склад, как тюрьма, как административное здание, как больница и дофига как еще.

(кстати, со взятием Зимнего в 1917 году такая же история – с военной точки зрения, штурмовать его не было никакого смысла)

Как тюрьма – ну, там и заключенных-то было раз-два и обчелся. Причем содержание одного такого заключенного, учитывая расходы на содержание всего объекта, включая охрану… на эти деньги можно было всю Францию тюрьмами обстроить. А на сдачу – так еще и Англию. В общем, непроизводительно.

Да и сама Бастилия к концу 18-го века сильно обветшала. И было принято решение ее снести. Причем принято оно было еще при монархии, еще до революции (это важно).

Один из фасадов Бастилии.
Один из фасадов Бастилии.

Да только вот как сносить будешь? Объект здоровенный. Техники нет. Чертежи еще в Столетнюю войну потеряли – на растопку пустили. Перекрытия, несущие конструкции – держатся на устрицах-соплях и французском честном слове. Полезешь разбирать – самого завалит к парижской чьей-то матери.

Не, конечно, можно было и взорвать. Но это ж, считай, в центре города. А объект габаритный. А инженеров-взрывников нет ("Эколь политекник" откроют только в 1794-м). Короче, если взрывать, то так и половину Парижа разнести можно.

А, да, еще и эти, как их там – краеведы, экологи и прочие общественники. Там же только заикнись о сносе, тут же голосить начнут:

- Ай-яй-яй, уничтожают нашу историю! Памятник архитектуры сносят ради безвкусных хрущевок талейранок с мансардами! Куда смотрит юнеска? Защитим наследие древних франков (а также луидоров, денье и пистолей)!

Короче, всюду клин. Хороших решений нет, есть только плохие. А объект – аварийный. Не сегодня-завтра обвалится. А кто отвечать будет, а?

Поэтому в тогдашнем парижском обкоме решили так:

А давайте накачаем жителей окрестных предместий бесплатным вином (французам много не надо – ни сейчас, ни тогда), а потом вбросим им пару-тройку популярных лозунгов – ну, там, типа долой деспотию, король - козлина (тем более, что это и в самом деле так), королева – лядища (это тоже так), помпадур - на шампур и вообще – всем свободу, эгалите и фратерните.
И еще намекнем: в подвалах Бастилии хранятся сотни бочек с винищем… Разнесете Бастилию – что останется, все ваше…
И все, никаких проблем. Ни со строителями, ни с экологами, ни с техникой безопасности. Разнесут все сами - от горгулий до подвалов. А ежели там при разносе кого и завалит, то виноватыми будем уже совсем не мы… А бабло по смете, абсольман, себе в карман.

Что и было сделано. Воодушевленные бухие парижане, прослышав про такие запасы, рванули толпой на Бастилию, смели охрану и разнесли там все что смогли и не смогли. Ну а денежки, выделенные на снос объекта, были в значительной степени потырены парижским обкомом. Ибо нефиг платить за то, что за тебя сделали бесплатно.

Поль Делярош, "Взятие Бастилии", ок. 1835.
Поль Делярош, "Взятие Бастилии", ок. 1835.

Ну а анекдот про:

- Алё, Смольный? У вас пиво есть?
- Нету.
- А где есть?
- В Зимнем.
- Урааааааа!!!!!

… он изначально был все же про Францию.