Я умер камнем и воскрес растением, Я умер растением и воскрес животным, Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?
Джалал ад-Дин Мухаммад Руми (1207-1273) — выдающийся персидский поэт-суфий, исламский богослов.
Существует такой арабский термин, как танасух (араб. تناسخ ), под которым понимают учение о переселении души из одного тела в другое (реинкарнацию), в некоторых течениях ислама.
Традиционно в исламе последователей течений, исповедующих веру в переселение душ называют танасухиты или асхаб ут-танасух.
История учения
Вера в переселение душ присуща многим древним народам и культурам (прежде всего индийской), языческим религиям и религиозно-философским учениям (неоплатонизм, пифагореизм). По одной из версий учение о реинкарнации, возможно, было заимствовано из выше перечисленных источников, прежде всего некоторыми течениями шиитского ислама.
Некоторые группы, которые откололись от основных течений ислама, также стали признавать танасух в качестве своей доктрины. К таким группам относятся алавиты (нусайриты), исмаилиты, друзы, кайсаниты, мутазилиты-хабититы (последователи Ахмада ибн Хабита), кадариты, «крайние» рафидиты и другие.
В то же время, с точки зрения ортодоксального ислама некоторые из перечисленных течений (особенно алавиты и друзы) фактически являются отдельными от ислама религиозными учениями.
Среди них распространено представление о том, что переселение душ происходит в этом мире. Таким образом, души только меняют свою телесную оболочку (калиб), подобно тому как человек сменяет старую одежду на новую. Состояние нового тела зависит от того, как душа провела жизнь в предыдущем теле. Если душа совершала много грехов, то в следующей жизни она будет страдать, а если была праведной, то наслаждаться.
Довольно любопытно, что в истории ислама существовало такое течение как Мухаммиситы (пятиричники), которые одушевляли всю живую и неживую природу. Они считали, что души неверных после смерти переселяются в металлы, минералы, горные породы и т.д., а души праведных мусульман последовательно переселяются в семь тел, после чего душа познает Бога (Аллаха) как свет.
Аллах - Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник.
Коран, Сура 24. Свет, 35-й аят.
Переселение душ (танасух) у мухаммиситов ассоциировалось с воплощением Аллаха в тело человека. Со временем сам термин танасух стал означать распространение божественного света на людей.
Общей чертой всех сторонников переселения душ в исламе является признание смены физической телесной оболочки, состояние которой зависит напрямую от веры и поступков человека в прошлой жизни. Асхаб ат-танасух верили в существование нескольких циклов или ступеней, которые происходят в процессе смены физических оболочек до момента абсолютного очищения. Это в свою очередь приводило к отрицанию реальности телесного воскресения и аллегорическому пониманию рая и ада, поскольку они переживаются непосредственно в процессе переселения душ.
Суннитские богословы считают, что вера в переселение душ противоречит исламу и выводит человека из лона ислама, т.к. танасухиты понимают Коран и хадисы слишком аллегорически и склонны к религиозному синкретизму.
Напоследок стоит упомянуть о том, что существуют религии и культы возникшие в результе синтеза ислама и индуизма, прежде всего сикхизм, дин-и иллахи и другие. Эти религии признают переселение душ в качестве своей доктрины, но это уже совсем другая история!