Этим летом пересматриваю любимые фильмы и придерживаюсь тенденции повышать им оценки на Кинопоиске. Там где недавний «Назови меня своим именем» - как идеальная (пусть и вольная - но в этом главный плюс) экранизация книги, там и «Леди Берд» - как драгоценный камушек среди картин о взрослении.
Мой восторг в кругу друзей разделил никто - в лучшем случае «окей, я понимаю почему тебе это нравится», в худшем - вообще не зашло, сплошная ругань. Признаю, мне близок концепт и идеи, конкретно проговоренные, из-за релевантного опыта, с другой стороны, может френды фокусировались не на том (весьма вероятно), и проблема не в моей истории и качестве фильма. Чем больше я смотрю, тем чаще смеюсь в голос и одиозно вздыхаю от изобретательности жанра, который, как поведал Тимоти Шаламе называется «комедийный реализм»
Комедийный реализм и в гугле то принимается за магический, но Грете Гервиг удалось обойтись без видимого волшебства, кроме чудес монтажа и постановки, рождающих особые эффекты.
Эффект Уэса Андерсона
Во время первого просмотра, меня не покидало ощущение, что если отключить звук и выражение эмоций на лице у персонажей, я буду наблюдать за помесью «Отеля «Гранд Будапешт» и «Королевства полной луны». Что неудивительно, Грета (режиссер) и ее партнер по жизни Ноа Баумбак - хорошие друзья Уэса Андерсона, она снималась в его фильмах, он помогал писать сценарии; ключевые юные актеры также родом из сказочного мира Андерсона: Сирша Ронан, Лукас Хеджес, Тимоти Шаламе (будет во «Французском вестнике»). Не ручаюсь, насколько это осознанно, но в «Леди Берд» можно чекнуть ключевые приемы Андерсона: симметрия, съемка сверху, пряничные домики, цветовая палитра, просто какие-то узнаваемые артефакты.
Эффект дневника для девочек
«Леди Берд» оттого такая уютная, цельная и, несмотря на свою проблематику, универсальная, потому что выглядит как тетрадка с вклейками мальчуковых бойз бэндов, памятных оберток от конфет и именами своих влюбленностей, которая была у подавляющего большинства девчонок. Фильм изобилует стикерами, записями, коллажами, заполняет комнату подростка знакомым стафом с сердечками и фонариками (я не стандартизирую именно эти элементы - у кого-то могли висеть растманские напульсники или плакаты Слипкнот), сама героиня указывает нам на то, что это кино не просто приятно посмотреть, но и полистать: «А зачем нам тогда тетрадки?» (на возражения Кайла - героя Шаламе, что он должен записывать имена всех, с кем переспал)
Эффект Греты
Если вы смотрели хотя бы один фильм с Гретой Гервиг в главной роли, то мне не нужно объяснять суть этого эффекта. Она, как актриса, вышедшая из мамблкора, с которых зерном была сама жизнь без прописанного сценария, может делать так, что мир любого фильма будет вращаться вокруг нее. Причем совсем не специально - пританцовывая, переживая, поправляя штаны, живость ее натуральных реакций такая милая и непосредственная, что больше смотреть ни на кого не хочется. Киноманские круги вполне обоснованно называют ее «королевой инди-драмы». И тут фильм, в котором она отсутствует на экране, но чувствуется в каждом отснятом кадре - это уже не вращающийся мир вокруг, а созданный - центральный.
Три причины, почему «Леди Бёрд» это моя десятка
1. Вкрапление мюзикла в повествование. Я помешана на них. А здесь такой а-ля бродвей со всеми репетициями и прослушиваниями. Тут давеча посмотрела смонтированную тв-версию «Гамильтона» и пообещала другу, что напишу по итогу - он и не предполагал, что я выдам 2,5 листа А4 как на духу, с россказнями о том, как я в школе ставила мюзиклы, как использую из вместо медикаментов, почему Россия для грустных и т.д. Избегаю этого здесь и просто еще раз записываю на полях: в «Королевстве полной луны» также была постановка, около которой и прозвучала фраза, вынесенная в заголовок этой статьи.
2. Пассаж о том, что мама главной героини любит свою дочь, но она ей не нравится. Это именно то определение, которого мне не хватало для обозначений собственных отношений с мамой. Иногда какую-то вещь нужно правильно назвать, чтобы понять, что это нормально. «Леди Берд» - моя терапия.
3. Момент, который я пересмотрела столько же раз, сколько дочь Тони Старка его любит (3000) - страстные поцелуи Сирши Ронан и Тимоти Шаламе на вечеринке с бассейном под самый сексуальный трек нулевых - «Cry Me A River» Джастина Тимберлейка. Вся сцена от прихода Леди Берд в дом Дженны до замечания о солярии. Она настолько классная, насколько смешная и нелепая - как и всякая юность.