Найти тему
Хульета Беглянка

Что ты за птица такая?

Этим летом пересматриваю любимые фильмы и придерживаюсь тенденции повышать им оценки на Кинопоиске. Там где недавний «Назови меня своим именем» - как идеальная (пусть и вольная - но в этом главный плюс) экранизация книги, там и «Леди Берд» - как драгоценный камушек среди картин о взрослении.

Мой восторг в кругу друзей разделил никто - в лучшем случае «окей, я понимаю почему тебе это нравится», в худшем - вообще не зашло, сплошная ругань. Признаю, мне близок концепт и идеи, конкретно проговоренные, из-за релевантного опыта, с другой стороны, может френды фокусировались не на том (весьма вероятно), и проблема не в моей истории и качестве фильма. Чем больше я смотрю, тем чаще смеюсь в голос и одиозно вздыхаю от изобретательности жанра, который, как поведал Тимоти Шаламе называется «комедийный реализм»

-2
-3

Комедийный реализм и в гугле то принимается за магический, но Грете Гервиг удалось обойтись без видимого волшебства, кроме чудес монтажа и постановки, рождающих особые эффекты.

Эффект Уэса Андерсона

Во время первого просмотра, меня не покидало ощущение, что если отключить звук и выражение эмоций на лице у персонажей, я буду наблюдать за помесью «Отеля «Гранд Будапешт» и «Королевства полной луны». Что неудивительно, Грета (режиссер) и ее партнер по жизни Ноа Баумбак - хорошие друзья Уэса Андерсона, она снималась в его фильмах, он помогал писать сценарии; ключевые юные актеры также родом из сказочного мира Андерсона: Сирша Ронан, Лукас Хеджес, Тимоти Шаламе (будет во «Французском вестнике»). Не ручаюсь, насколько это осознанно, но в «Леди Берд» можно чекнуть ключевые приемы Андерсона: симметрия, съемка сверху, пряничные домики, цветовая палитра, просто какие-то узнаваемые артефакты.

-4
Симметрия
Симметрия
-6
Съемки сверху
Съемки сверху
-8
Симметрия и домики
Симметрия и домики
Сирша Ронан в «Леди Берд»
Сирша Ронан в «Леди Берд»
Сирша Ронан в «Отеле «Гранд Будапешт»
Сирша Ронан в «Отеле «Гранд Будапешт»
Малиновый берет Леди Берд
Малиновый берет Леди Берд
Малиновый берет Сьюзи
Малиновый берет Сьюзи
Леди Берд празднует совершеннолетие
Леди Берд празднует совершеннолетие
Марго Тененбаум
Марго Тененбаум
Лукас Хеджес в «Леди Берд»
Лукас Хеджес в «Леди Берд»
Лукас Хеджес в «Королевстве полной луны»
Лукас Хеджес в «Королевстве полной луны»

Эффект дневника для девочек

«Леди Берд» оттого такая уютная, цельная и, несмотря на свою проблематику, универсальная, потому что выглядит как тетрадка с вклейками мальчуковых бойз бэндов, памятных оберток от конфет и именами своих влюбленностей, которая была у подавляющего большинства девчонок. Фильм изобилует стикерами, записями, коллажами, заполняет комнату подростка знакомым стафом с сердечками и фонариками (я не стандартизирую именно эти элементы - у кого-то могли висеть растманские напульсники или плакаты Слипкнот), сама героиня указывает нам на то, что это кино не просто приятно посмотреть, но и полистать: «А зачем нам тогда тетрадки?» (на возражения Кайла - героя Шаламе, что он должен записывать имена всех, с кем переспал)

Предвыборная кампания Леди Берд
Предвыборная кампания Леди Берд
Имена влюбленностей Леди Берд
Имена влюбленностей Леди Берд
Комната Леди Берд
Комната Леди Берд
Кайл в выпускном альбоме
Кайл в выпускном альбоме

Эффект Греты

Если вы смотрели хотя бы один фильм с Гретой Гервиг в главной роли, то мне не нужно объяснять суть этого эффекта. Она, как актриса, вышедшая из мамблкора, с которых зерном была сама жизнь без прописанного сценария, может делать так, что мир любого фильма будет вращаться вокруг нее. Причем совсем не специально - пританцовывая, переживая, поправляя штаны, живость ее натуральных реакций такая милая и непосредственная, что больше смотреть ни на кого не хочется. Киноманские круги вполне обоснованно называют ее «королевой инди-драмы». И тут фильм, в котором она отсутствует на экране, но чувствуется в каждом отснятом кадре - это уже не вращающийся мир вокруг, а созданный - центральный.

Грета Гервиг снимает сцену выпускного бала
Грета Гервиг снимает сцену выпускного бала

Три причины, почему «Леди Бёрд» это моя десятка

1. Вкрапление мюзикла в повествование. Я помешана на них. А здесь такой а-ля бродвей со всеми репетициями и прослушиваниями. Тут давеча посмотрела смонтированную тв-версию «Гамильтона» и пообещала другу, что напишу по итогу - он и не предполагал, что я выдам 2,5 листа А4 как на духу, с россказнями о том, как я в школе ставила мюзиклы, как использую из вместо медикаментов, почему Россия для грустных и т.д. Избегаю этого здесь и просто еще раз записываю на полях: в «Королевстве полной луны» также была постановка, около которой и прозвучала фраза, вынесенная в заголовок этой статьи.

2. Пассаж о том, что мама главной героини любит свою дочь, но она ей не нравится. Это именно то определение, которого мне не хватало для обозначений собственных отношений с мамой. Иногда какую-то вещь нужно правильно назвать, чтобы понять, что это нормально. «Леди Берд» - моя терапия.

3. Момент, который я пересмотрела столько же раз, сколько дочь Тони Старка его любит (3000) - страстные поцелуи Сирши Ронан и Тимоти Шаламе на вечеринке с бассейном под самый сексуальный трек нулевых - «Cry Me A River» Джастина Тимберлейка. Вся сцена от прихода Леди Берд в дом Дженны до замечания о солярии. Она настолько классная, насколько смешная и нелепая - как и всякая юность.

Посмотреть момент