Бизнеса без проблем не бывает. Решаем их решаем, а они не кончаются, а некоторые и вовсе возвращаются раз за разом. А это – время и деньги.
В этом бескрайнем море, как понять, что решать в первую очередь?
Поможет очень простой инструмент – диаграммы взаимоотношений. Именно они помогут найти «корень зла».
Создав диаграмму, вы поймете, что является основной причиной вашей проблемы, а что симптомом (следствием). Таким образом, сэкономите себе время, деньги, ресурсы и нервы.
Все очень просто. Поехали!
Напоминаю еще раз: все визуализируем на листе бумаги или флипчарче.
5 этапов работы с диаграммой взаимосвязей.
1. Сформулируйте проблему.
Запишите ее в верхней части листа или доски.
Например: Во 2-м квартале количество сделок ниже планового на 35%.
2. Перечислите возможные причины.
Подумайте и составьте список, что могло привести к этому. Пишите все, что приходит в голову.
Записывайте или на стикерах, чтобы потом равномерно разместить их по листу / доске, или пишите по краям (центр нужно оставить пустым).
Например (для демонстрации приведена только часть возможных причин):
- Систематическое невыполнение плана по переговорам с клиентами
- Недостаточно обучения для развития отдела продаж
- Недостаточно привлекалось новых клиентов
- Нет обмена опытом между сотрудниками отдела продаж
- В ассортиментной матрице есть ошибки
- Некорректное донесение до клиентов возможностей сотрудничества
- И т.д.
3. Найдите причинно-следственные связи.
Посмотрите на каждую запись и определите – она причина какой-то другой проблемы или следствие.
Причина? Рисуем от нее стрелку к следствию.
Одна и та же ошибка может быть причиной одной или нескольких других и следствием другой. Но НЕ может быть двойной стрелки между двумя ошибками (т.е. одна ошибка не может быть причиной другой и одновременно следствием из нее же).
4. Выделяем основные причины и симптомы проблемы.
Посчитайте количество выходящих и входящих стрелок от каждой возможной причины.
Для наглядности – составляем небольшую табличку.
Из нашего примера видно, что основной причиной проблемы является - Систематическое невыполнение плана по переговорам с клиентами. Также важны пункты, набравшие по 1 баллу.
А основным симптомом - Некорректное донесение до клиентов возможностей сотрудничества.
Замечание: Можно усложнить диаграмму, определив силу и значимость каждого отношения. Но это не обязательно.
5. Начинайте разбираться с основными причинами проблемы.
Продумайте и пропишите шаги по устранению основных причин.
Начните последовательно их реализовывать. И вскоре, часть симптомов исчезнет, а постепенно и проблема уйдет в небытие.
Попробуйте обязательно. При всей простоте действительно работает.
Много раз убеждалась – на первый взгляд кажется одно, а по факту надо работать над другим.