Хочу начать вот с чего: нужны или не нужны экзамены в Будо я обсуждать не собираюсь, как и замечательную по своей бессмысленности фразу "Пояс нужен только для того, чтобы поддерживать штаны".
Экзамены в Будо были, есть, и ещё долго, надеюсь, будут. Они – объективная реальность. Кто-то считает, что экзамены - это «для пояса», кто-то - что для улучшения благосостояния экзаменаторов, кто-то думает, что можно на них ходить, а можно не ходить. Я считаю, что экзамены это часть учебного процесса, необходимы они для того, чтобы можно было два-три раза в год корректировать процесс обучения, строить индивидуальные планы и контролировать их реализацию. К тому же, экзамены в определенной степени заменяют столь нелюбимые многими каратистами (и прочими энтузиастами классического Будо) соревнования.
На Востоке система экзаменов существует вот уже 2000 лет. Впервые мы встречаем упоминания о государственных экзаменах в Китае.
Государственные экзамены в императорском Китае (кит. трад. 科舉, упр. 科举, пиньинь kējǔ) — неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая соискателям доступ в государственный бюрократический аппарат и обеспечивавшая социальную мобильность. Предшественницей кэцзюй была система девяти рангов (кит. трад. 九品中正製, упр. 九品中正制, пиньинь jiǔ pǐn zhōngzhèng zhì, палл. цзю пинь чжунчжэн чжи, она же кит. трад. 九品官人法, пиньинь jiǔ pǐn guānrén fǎ), зародившаяся в во времена династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и сформировавшаяся в эпоху Троецарствия. Её создателем считается Чэнь Цюнь (кит. трад. 陳羣, упр. 陈群, пиньинь chén qún), министр Цао Вэя. В экзамене формально мог принять участие представитель любого сословия, вне зависимости от передающегося по наследству сословного статуса.
Попав в Корею, система экзаменов была изменена в силу существовавшей там системы наследственных сословий. В Корее к экзаменам допускались лишь представители господствующего сословия янбан. Право занимать чиновничьи посты принадлежало им уже в силу их происхождения, удачная сдача экзамена лишь ускоряла карьеру и увеличивала престиж сдавшего.
Из Китая система экзаменов для чиновников всех рангов была перенесена на Окинаву. Известно, к примеру, что создатель современного каратэ Гичин Фунакоши сдавал государственный экзамен на право работать учителем.
В воинские искусства Японии система экзаменов проникла в конце 19 века, когда создатель современного дзюдо Дзигоро Кано ввёл экзамены на кю (ученические степени) и Даны (мастерские степени) в программу обучения Кодокан.
Гичин Фунакоши, побывав в токийском Кодокане у Дзигоро Кано, позаимствовал систему экзаменов и поясов (Дан-Кю система - 段級).
Конечно, экзамены в воинских искусствах - это не соревнование, во всяком случае это не соревнование с противником за места и медали. На экзамене вы не сражаетесь с противниками, да и вас никто не сравнивает ни с кем другим. Вы сражаетесь только с собой. В этом вам помогают (а не противостоят!) партнёры по экзамену, чаще всего из старших учеников школы – сэмпаев.
Вот описание одного из экзаменов "от первого лица".
Итак, что такое экзамен в каратэ и как к нему относиться?
С одной стороны - это весьма жесткий (если не жестокий) тест на самообладание. Это ГЛАВНОЕ. Ведь каратэ в первую очередь учит контролю над собой.
С другой - демонстрация способности к сопротивлению в условиях стресса, усталости, при наличии травм (а экзамены на 1 кю и выше КАК ПРАВИЛО сопряжены с травмами).
"Свежие" противники, к тому же более высокого уровня - не сахар. К тому же, они вполне могут быть существенно моложе претендента.
Бьют они, как говорил герой А.Папанова, "аккуратно, но сильно!" На самом деле сильно. Хоть и аккуратно. Чуть менее аккуратно - и экзамен закончится очень скоро. Ведь "победа по очкам" в таких боях у нас не предусмотрена. И экзаменуемый сам решает - продолжать ли экзамен после травмы, или прекратить его. Мы всегда предупреждаем - "Ваше право прекратить экзамен в случае, если вы будете травмированы. Но в случае, если вы нанесете травму кому-то во время экзамена - экзамен прекратим мы." Кстати, на моей памяти сдавали на коричневый или черный пояс с переломами, с серьезными ушибами и т.п. Сдавали до конца. Был случай, когда кандидат на I Дан (кандидат С.Ломов) получил примерно на двадцатом бое удар в лицо и чуть-чуть потерял контроль - нокаутировал ура-маваши "обидчика". За это экзамен был прекращен и перенесен на ГОД! Другой экзамен на I Дан - (кандидат К.Гедеванов) в одном из первых боёв получает перелом бедра, но продолжает экзамен, отказавшись его прекратить. Каждый из боёв начинает в партере, но в каждом зарабатывает два положенных ему балла. Тут сто раз подумаешь - а на фиг это надо!
Вот ещё один интересный момент - разница в возрасте, физических кондициях и т.п. у кандидатов. Представьте себе крепкого двадцатилетнего парня, сдающего на 1 кю. Ножки летают легко, физподготовка прекрасная, травмы не мешают. А рядом – такой же претендент на тот же пояс. Только ему уже хорошо за 40, он не может сесть на шпагат из-за того, что когда-то по неосторожности порвал связки, да и физически он уже совсем не тот, что был лет 15-20 назад. В общем, вы понимаете. И как вы считаете – у старшего по возрасту нет шансов сдать экзамен? Он прекрасно знает ката, понимает их, делает их без ошибок. Он разобрался в тонкостях кихона. Он тактически побеждает в кумитэ. А вот маваши-гэри в голову в прыжке – ну никак. И двадцать боев подряд – ну не потянет. Силы уже не те.
Только вот молодой пока ещё научился использовать всего лишь 20% своих возможностей. А сорокалетний – уже 80%. Первый может потому, что молод и силен. И не задумывается над тем, что пройдет 20-30 лет и сила поубавится, растяжка ухудшится, да и вообще далеко не факт, что он через 20 лет будет продолжать изучать каратэ. А второй побеждает себя. Умеет максимально эффективно пользоваться тем, что имеет. И настроен на то, чтобы изучать каратэ еще долго.
Кто более достоин пояса? Как быть экзаменаторам? Сравнивать их йоко-гэри у кого выше? Или всё-таки смотреть на дзаншин? Выгнать сорокалетнего из Додзё за то, что ему не двадцать лет? Плюнуть на то, что он явно больше соответствует духу Будо, чем молодой?
Когда-то писал на нашем форуме: Где-то есть "черный пояс за выслугу" - плати вовремя деньги за занятия, проходи положенные семинары, приходи вовремя на экзамены. Где-то есть "черный пояс за деньги" - сразу вспоминаются многочисленные "экзамены" в нашей стране, когда под щедрую руку заезжих мастеров попадали даже просто спонсоры или просто "авторитеты местного разлива". Где-то есть "черный пояс за/для соревнований".
В Японии разница между вроде бы одинаковыми обладателями черного пояса лежит в несколько иной плоскости - оба получают свои Даны практически по одной программе, но один является просто "технарём" и не более того, а другой (при той же технике) еще и нацелен на более глубокое изучение каратэ. Он не только УМЕЕТ, но и ЗНАЕТ. Такой подход есть и у нас. Поэтому уже с 4-3 кю у нас в ПРОГРАММЕ обязательный пункт - реферат. Кроме того, наши "студенты" постоянно провоцируются нами на творческую работу, на "проникновение" в каратэ.
Кстати, мы никогда не даём в нашей школе детишкам лет до 14 сдавать на коричневый и лет до 16 на черный пояс. Именно по той причине, что в этом возрасте они не могут быть в нужной мере проникнуты духом Будо.
Я сдавал экзамены разным учителям, по разным дисциплинам, в разных организациях. Что-то сдавал легко, практически не успев разволноваться. Что-то шло трудно. Что-то не получалось вообще. И тут главное – не сдаться, а разобраться, понять в чем проблема. Не искать себе оправданий. Не обвинять в предвзятости экзаменаторов. Не обижаться на партнёров. Это не соответствует духу Будо.
Занимаемся мы каратэ только для себя. Нас никто не заставляет. И бьют у нас не по поясу, а совсем в другие части тела. И в метро черных поясов без билета не пускают, и в кафе черным поясам наливают ровно столько же кофе, как и белым поясам. Чёрный пояс - не пропуск в какие-то райские кущи. Это всего лишь этап на Пути, знак того, что вы продолжаете идти вперёд.
Так что успехов вам. Занимайтесь дальше. Изучайте себя. Ну и побеждайте себя, в том числе и на экзаменах.
Для информации - наша программа существует с 1975 года (год создания школы и первого экзамена на цветные пояса). Действующая редакция программы составлена на основе "Программы экзаменов Каратэ-до Шотокан", авт. М.Степин с соавт., изд. Госкомспорт СССР, Федерация боевых искусств СССР, Комиссия по каратэ, 1990 г., Москва, "Программы экзаменов по Шотокан каратэ-до на 9-1 кю, I-III Дан", авт. М.Степин, Федерация каратэ-до СССР, 1991 год, а также "Программы экзаменов по Шотокан каратэ-до на 9-1 кю, I-IV Дан", авт. М.Степин, АБИР, 1993 г.
Комментарий к нашей программе.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы ПОСЛЕ отмены режима самоизоляции и карантина.