С подачи интересной идеи читателей мы продолжаем цикл статей об этикете в общественных местах или, попросту говоря, о том, как вести себя прилично вне стен своего дома. Сегодня, уважаемые читатели, поговорим об этикете в магазинах, супермаркетах и т. д. Магазин, естественно, общественное место, в котором есть свои правила поведения. Даже если это крохотный ларек на улице, этикет никто не отменял. Потребителям стоит учитывать особенности торгового места и тип обслуживания, и, разумеется, все участники процесса должны быть взаимно вежливыми, уважать старших, беречь женщин (ну и мужчин, конечно) и не нарушать личное пространство.
Этапы шопинга
Воспитанного человека видно с первой минуты, и правильное поведение в магазине начинается у двери, а заканчивается уже дома, когда мы распаковываем купленный товар, раскладываем и расставляем его по местам, начинаем использовать.
Все правила поведения в магазине условно можно разделить на этапы:
• вход в магазин,
• общение с персоналом,
• выбор товаров,
• касса,
• выход из магазина,
• использование товара после покупки.
Любая покупка невозможна без человеческого общения, все мы это прекрасно понимаем, и вроде как даже немного возмущены, читая эти строки, что речь идёт о вещах элементарных для взрослых людей, к чему нравоучения? Да все к тому, что многие взрослые забывают, общение – процесс взаимный, социальный. И даже не зная тонкостей, можно вести себя корректно, просто соблюдая этикет или общие нормы поведения.
Разные магазины — разный этикет
Правила поведения в магазине зависят от того, какой тип торгового заведения вы посещаете: магазин с индивидуальным обслуживанием или супермаркет с самообслуживанием. В первом случае прежде всего следует поздороваться с продавцом. В большом супермаркете или универмаге, работа которого основана на самообслуживании покупателей, приветствовать персонал не нужно. Если только вы в этот самый магазин не захаживаете регулярно. В таких ситуациях лучше всего с улыбкой поприветствовать кассира или служащего, который неоднократно помогал вам выбирать товары.
Есть магазины, где продавцы или консультанты обращаются к постоянным клиентам по именам. И сами посетители могут называть продавцов по имени, которое обычно указано на бейдже, этикету такое общение не противоречит.
У вас есть чему поучиться!
В том случае, если вы пришли в магазин впервые и никак не можете отыскать зал, где продается нужный вам товар, а консультанта поблизости по каким-либо причинам не оказалось, всегда можно попросить помощи у других покупателей, вежливо. И даже если вдруг вас попросили подсказать что-то в не очень-то тактичной и вежливой форме, например: «Эй, слышь, где здесь арбузы продают?», всегда сохраняйте спокойствие, сдержанность и вежливость.
Какие же правила?
Быть культурным и соответствующе вести себя в магазине не так уж и сложно. Нужно всего лишь придерживаться несложных «правил», тогда и ваш поход в магазин, и шоппинг других людей станет более комфортным.
• Прежде чем войти в магазин, следует пропустить тех, кто выходит.
• Если кто-то идет вслед за вами, придержите дверь.
• Курить в магазинах, согласно правилам хорошего тона (а теперь и закону), недопустимо ни мужчинам, ни женщинам.
• Нельзя входить в магазин с собаками.
• Продукты, лежащие на полках без специальной упаковки, нельзя не только перебирать, но и просто трогать руками.
• При скоплении большого количества покупателей у кассы каждый должен соблюдать очередь. А сейчас и дистанцию! В том случае, если по каким-либо причинам вы не можете стоять в очереди и вам нужно спешить, вежливо попросите окружающих, стоящих перед вами, пропустить вас вперед.
• Разглядывать товары из-за плеча стоящего впереди и уж тем более расталкивать других посетителей магазина считается неприличным и недопустимым.
• Не стоит задавать вопросы продавцу или консультанту, разговаривающему с другим покупателем или считающему деньги.
• Покупки нужно планировать заранее, чтобы не задерживать продавцов и других покупателей медлительным раздумыванием над тем, что купить и сколько. Страдающим забывчивостью можно посоветовать дома составлять список предстоящих покупок.
• Обращаясь к продавцам будьте неизменно вежливы. Властный и приказной тон в беседе со служащим магазина считается признаком невоспитанности и невежества.
• Покупатели должны относиться крайне бережно к товарам, которые они выбирают. Главным образом это касается одежды. Женщинам, намеревающимся примерить понравившееся платье, лучше всего предварительно стереть помаду с губ.
• В том случае, если вы по каким-либо причинам не удовлетворены предложенным товаром и не хотите его покупать, просто вежливо откажитесь от покупки, извинитесь за беспокойство и поблагодарите продавца. Не стоит при этом высказывать вслух в присутствии других покупателей негативный отзыв о «неказистой блузке, или невкусном йогурте».
• Готовить необходимую сумму денег для платы за приобретенный товар следует заранее.
• Не стоит надолго завладевать вниманием и утомлять продавца чрезмерно длительным выбором товара.
И день остался не испорченным
Помимо правил этикета для покупателей, существуют правила хорошего тона, предназначенные для продавцов и служащих магазинов. Думаю, не будет лишним указать общие нормы поведения продавца на рабочем месте , чтобы потребители знали о том, какое обращение они заслужили.
Итак, продавцу стоит:
• вежливо и тактично обращаться со всеми без исключения покупателями, будь то взрослый или ребенок, известный в обществе человек или простой гражданин. То есть, поздороваться, улыбнуться, быстро обслужить посетителя и напоследок пожелать приятного дня, вечера и т. д. К сожалению, многие пренебрегают этим простым правилом хорошего тона, и покупатель уходит в плохом настроении и с плохим впечатлением.
• помогать покупателям в выборе товаров (если их попросят, навязываться и ходить по пятам совсем ни к чему).
Согласно правилам этикета, продавцу нежелательно:
• разговаривать во время обслуживания одного покупателя с другими посетителями;
• заниматься другими делами, когда к нему обращается покупатель (если это неотложное дело, например подсчет денег в кассе, то нужно вежливо попросить клиента подождать пару минут);
• передавать товар через плечо или из-за спины, не глядя при этом на покупателя.
На моей памяти было просто множество случаев, когда продавец вел себя неподобающе. Вы можете подумать, мол, много о себе возомнила, наверняка сама не соблюдает все эти правила. Но это не так, я всегда стараюсь быть максимально культурной и вежливой: зайти, поздороваться, улыбнуться, обязательно сказать «спасибо, до свидания!».
Приведу элементарный пример. Пришла я как-то в аптеку за обезболивающим, зубная боль замучила. В помещении кроме меня посетителей не было, и фармацевта (продавца) за кассой тоже не было... Она и её коллега сидели где-то в другой комнате и дружно хихикали. Я позвала даму один раз, два, три, но на мое присутствие никто так и не отреагировал. Я была вынуждена чуть ли не крикнуть, и только тогда в зал вышла девушка и сказала: «Да, что вам?». То есть, понятно, да? Ни «здрасьте», ни «чем могу помочь?». И так практически каждый раз, практически в каждом магазине.
Еще один пример: прихожу в магазин одежды, мне понравилась вещь. Я спрашиваю продавца: «Извините, а это вся размерная линейка?». Продавец меня даже не заметила, она была так увлечена своим телефоном, что не отреагировала ни на меня, ни на мое приветствие, ни на мой вопрос. Потом, когда я повторила свой вопрос, мне ответили: «Девушка, все на витрине, смотрите внимательнее». С этими словами дама вернулась к своему телефону. Думаю, комментарии здесь лишние. Да без проблем, с таким обращением я просто пойду в другой магазин и оставлю свои деньги там, раз здесь не заинтересованы в прибыли.
Да, поход в магазин — это весьма сложный процесс. Ведь нужно не только купить все необходимое, не забыв ни о чем, но и попытаться не испортить день себе, продавцу или другим посетителям. Очень надеюсь, что, прочитав эту статью, вы извлечете из нее хоть что-то полезное и будете совершенствовать уровень своей культурности.
Карина Первушина