Найти тему
Т-34

Подводная лодка «С-4» шла к берегам врага. Комендоры и торпедисты с нетерпением ждали встречи с противником

Оглавление

Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, командующий КБФ В.Ф.Трибуц проходят по Калашниковой (Синопской) набережной Ленинграда. На заднем плане — рубка ПЛ «С-4». 11 ноября 1942 года. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, командующий КБФ В.Ф.Трибуц проходят по Калашниковой (Синопской) набережной Ленинграда. На заднем плане — рубка ПЛ «С-4». 11 ноября 1942 года. Фотография использована в качестве иллюстрации.

ПОХОД ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Днем — под водой, ночью — над водой

Подводная лодка «Н» шла к берегам врага.

Днем она находилась под водой, а ночью всплывала подышать свежим воздухом. Жизнь перестроилась на походный лад. Днем все свободные от вахты люди спали. Ночью для краснофлотцев наступал день.

Так прошло несколько дней.

Комендоры и торпедисты с нетерпением ждали встречи с врагом.

В ночь перед атакой командир последним ушел с мостика. Дизеля прекратили работу, лодка погрузилась. Командир прошел по отсекам, увидел спящих на подвесных койках людей. Командир приказал будить всех в двенадцать часов дня. В тринадцать часов лодка придет во вражескую гавань.

В двенадцать часов дня лодка продолжала итти под водой. Люди поднялись с коек и принялись готовиться к атаке.

В центральном посту, где сосредоточены все приборы управления подводной лодкой, было тихо. Ровно в тринадцать часов штурман доложил командиру:

— Входим в квадрат.

На палубе ПБ «Смольный» (слева направо): штурман подводной лодки С-4 старший лейтенант Гаран Алексей Григорьевич (уйдет в поход на С-7 и погибнет), помощник командира С-4 капитан 3 ранга Светлов Георгий Константинович (погибнет на С-12) и, возможно, командир моторной группы С-4 старший инженер-лейтенант Макаров Василий Яковлевич. Фото до 13 июня 1942 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.
На палубе ПБ «Смольный» (слева направо): штурман подводной лодки С-4 старший лейтенант Гаран Алексей Григорьевич (уйдет в поход на С-7 и погибнет), помощник командира С-4 капитан 3 ранга Светлов Георгий Константинович (погибнет на С-12) и, возможно, командир моторной группы С-4 старший инженер-лейтенант Макаров Василий Яковлевич. Фото до 13 июня 1942 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Вражеский танкер пошел ко дну

В тринадцать часов десять минут вахтенный командир заметил в перископ танкер противника.

Командир корабля встал к перископу.

Подводный корабль лег на боевой курс. Наступил знаменательный момент. Краснофлотцы видели спокойное лицо своего командира, наблюдали за нем, ждали команды. Не отрываясь от перископа, командир приказал:

— Аппараты — товсь!

Торпеды ушли из аппаратов.

А лодка по приказу своего командира быстро шла на глубину. Ведь сразу же после взрыва корабли-«охотники», сопровождавшие танкер, кинутся искать лодку.

В лодке услышали двойной взрыв — значит, в цель попали обе торпеды! В тот же момент лодку на полном ходу ударило о камни. Лодка, слегка вздрагивая, лежала на грунте.

Абросимов Дмитрий Сергеевич — советский военачальник, капитан 2-го ранга. Командир подводной лодки «С-4». В ночь на 15.08.1942 подводная лодка «С-4» вышла по Морскому каналу из Кронштадта в Ленинград. В 01.41 в 40-50 метрах от лодки взорвалась немецкая неконтактная мина. Д. С. Абросимова взрывной волной выбросило за борт, где он был контужен, ударившись, видимо, о какой-то предмет, и утонул. Через несколько дней труп капитана 2 ранга прибило к северному форту Кронштадта, на кладбище которого он и был похоронен.  Фотография использована в качестве иллюстрации.
Абросимов Дмитрий Сергеевич — советский военачальник, капитан 2-го ранга. Командир подводной лодки «С-4». В ночь на 15.08.1942 подводная лодка «С-4» вышла по Морскому каналу из Кронштадта в Ленинград. В 01.41 в 40-50 метрах от лодки взорвалась немецкая неконтактная мина. Д. С. Абросимова взрывной волной выбросило за борт, где он был контужен, ударившись, видимо, о какой-то предмет, и утонул. Через несколько дней труп капитана 2 ранга прибило к северному форту Кронштадта, на кладбище которого он и был похоронен. Фотография использована в качестве иллюстрации.

На грунте

В лодке наступила мертвая тишина. Все знали, что «охотники» уже кружат над лодкой, выслушивают ее специальными приборами — гидрофонами. Люди в лодке молчали, не говорили даже шопотом. Невольно головы подавшись кверху: люди слушали, что делается там, наверху. В одном из отсеков редкие капли стали падать на резину: немного пропускал сальник пневматической машинки. И всем показалось, что враг непременно услышит тяжелое падание этих водяных капель. Ведь в эту минуту каждое падение капли казалось звонким ударом молота. И краснофлотец Гаврилов осторожно, на цыпочках, подошел к сальнику, подложил под капающие капли воды кусок мягкой пакли.

Боевые товарищи — члены экипажа подводной лодки «С-4». 1941 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Боевые товарищи — члены экипажа подводной лодки «С-4». 1941 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Все стихло...

Через пять минут над кормою лодки послышался шум. Это работали винты корабля. Еще через одну минуту за кормой послышались глухие, тяжелые взрывы. Враг закидывал лодку глубинными бомбами. Лодка вдруг вздрогнула, как живое существо. Ее подбросило кверху. Люди попадали, цепляясь друг за друга. Лодку снова крепко ударило о камни, с еще большей силой подбросило, наконец, так ударило, что из плафонов со звоном посыпались стекла. В нескольких отсеках погас свет. Все стихло.

Откуда-то сверху донеслись воющие звуки. Один, другой, третий... словно кто-то стонал, рычал, выл — это отчаянно гудел погибавший танкер.

Наконец, звуки прекратились.

Танкер пошел ко дну. Вдруг командир поднял голову и стал прислушиваться.

В наступившей мертвой тишине явственно послышалось журчание воды.

Вода просачивалась в лодку. Медленно, очень медленно где-то текла вода. Неужели корпус лодки сдал, не выдержал ударов о грунт? Нет, не может этого быть. Корпус лодки проверен, он крепок, как стальной орех! Но вода все журчала и журчала...

Члены экипажа подводной лодки «С-4». 1941-1942 гг. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Члены экипажа подводной лодки «С-4». 1941-1942 гг. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Враг бомбил лодку

Наконец, выяснили, что вода просачивалась во входной люк. Люк поджали, и журчание прекратилось.

— Сколько придется просидеть на дне? — думал командир. — Час? Два? Десять часов? Сутки?..

Командир лучше всех понимал, что положение очень опасно, если не почти безнадежно. Враг не оставит лодку в покое. Пройдет несколько минут — и враг снова примется бомбить лодку...

Так и есть!.. Бомбежка началась через полчаса. Теперь бомбы рвались у самых бортов. Свет погас повсюду. Лодка вздрагивала, словно в агонии. По борту лодки, скрежеща, скользнула якорная цепь.

Командир понял: вражеский корабль встал на якорь прямо над лодкой!

Командир С-4 капитан 3 ранга Абросимов Д.С. и, вероятно, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Брук Моисей Абрамович на палубе ПБ «Смольный». Ленинград, фото до 13 июня 1942 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Командир С-4 капитан 3 ранга Абросимов Д.С. и, вероятно, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Брук Моисей Абрамович на палубе ПБ «Смольный». Ленинград, фото до 13 июня 1942 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.

На волоске от смерти

Прошло девять часов двадцать минут пребывания лодки на грунте. В лодке стало так душно, что, казалось, голова разрывается на части. Враг несколько раз принимался бомбить лодку. И люди слышали, как рвались в воде глубинные бомбы. Не раз корпус лодки трещал.

Дышать становилось все труднее и труднее.

У людей надулись на висках вены. Лица стали багрово-красные...

Штурман посмотрел на часы.

Полночь...

Вдруг все вздрогнули. Кто-то отчетливо стучал в лодку.

Подводники «С-4» читают газету «Правда», 20 июля 1941 г. В отсеке (слева направо): моторист краснофлотец А. В. Роцкий (погиб с лодкой в январе 1945г.), мичман П. И. Александров (погиб с лодкой в январе 1945 г.), моторист краснофлотец В. Ф. Шелякин (погиб с лодкой в январе 1945 г.), комендор И. А. Арефьев (ушел на «Щ-303»), моторист ст. краснофлотец В. Н. Павлов (погиб с лодкой в январе 1945 г.), электрик старшина 2-й статьи В. М. Самойлов. За снимок спасибо Юрию Васильеву (см. комментарии). Фотография использована в качестве иллюстрации.
Подводники «С-4» читают газету «Правда», 20 июля 1941 г. В отсеке (слева направо): моторист краснофлотец А. В. Роцкий (погиб с лодкой в январе 1945г.), мичман П. И. Александров (погиб с лодкой в январе 1945 г.), моторист краснофлотец В. Ф. Шелякин (погиб с лодкой в январе 1945 г.), комендор И. А. Арефьев (ушел на «Щ-303»), моторист ст. краснофлотец В. Н. Павлов (погиб с лодкой в январе 1945 г.), электрик старшина 2-й статьи В. М. Самойлов. За снимок спасибо Юрию Васильеву (см. комментарии). Фотография использована в качестве иллюстрации.

Выход один: прорваться!

Командир понимал, что враги специальными приборами остукали лодку с носа до кормы, промерили ее размеры. Наверное, враги ждут утра, чтобы продолжать охоту. А может быть, они решили, что с лодкой все покончено и не торопятся ее поднять. Что если попытаться всплыть и обмануть врага? Другого выхода ведь все равно не остается. Через час люди настолько ослабеют, что не смогут управлять механизмами и орудиями.

Командир встал. Он шопотом приказал приготовиться к всплытию. Собрал к себе артиллерийский расчет. Тяжело дыша, перед командиром стоял старшина второй статьи Сивогривов, в финскую войну выдержавший небывалый в истории войны бой подводной лодки с двумя самолетами.

Перед командиром корабля стоял командир орудия Арефьев, отважный, смелый человек. Командир корабля изложил свой план: лишь только лодка всплывет — мигом отдраим люки, артиллерийский расчет выбежит на верхнюю палубу к пушкам, откроет в упор по врагу губительный огонь. Остальные краснофлотцы будут забрасывать немцев гранатами, стрелять из винтовок. Лодка должна прорваться во что бы то ни стало!

Через минуту краснофлотцы с винтовками стояли наготове. Что-то их ждет там, наверху?

Были продуты цистерны главного балласта. Лодка кормой оторвалась от грунта, потом выровняла нос и стала всплывать.

Медельский А. И. «Подводная лодка на боевом курсе». 1944 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Медельский А. И. «Подводная лодка на боевом курсе». 1944 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Спасены!

Лодка всплыла. Команда открыл люк. Вперед! Команда стремительно поднялся на мостик, за ним кинулись краснофлотцы. Они увидели у носа и кормы светящиеся буи, оставленные врагом там, где он нащупал лодку, а напротив рубки — светящуюся крестовину. Сивогривов и Арефьев уже стояли у пушек. Что же не нападает враг? Где же «охотники»? Они здесь, поблизости, в темноте. Но в темноте они не видят всплывшей лодки, они убеждены, что лодка не может вынырнуть, она погибла.

Дизеля сразу дали самый полный ход. Лодка, оставив позади сети, буи, крестовину и прозевавших ее «охотников», быстро пошла от вражеских берегов в открытое море.

Люди, стоя на верхней палубе, с наслаждением вдыхали ночной свежий воздух. Лодка стремилась домой.

Через много часов лодка возвратилась на базу. Люди с аппетитом ели, шутили и вспоминали одураченных немцев, которые, наверное, и посейчас на дне моря ищут ускользнувшую добычу...

Игорь ВСЕВОЛОЖСКИЙ (1941)

☆ ☆ ☆

СЛОВО УЧАСТНИКОВ ПОХОДА

«"Артрасчетам подготовиться", — это значит, что все, кто имеет возможность, выбегут на верхнюю палубу и будут бить немцев в упор из пушек, пулеметов, винтовок, забросают их гранатами. Наше дело — не зевай!»

Старшина 2-й статьи И. СИВОГРИВОВ

У кормового орудия «С-4» командир отделения комендоров старшина 2-й статьи И.Ф. Сивогривов (погиб с лодкой в январе 1945 г.) и краснофлотец А. А. Матохин (встретил Победу рулевым на «М-90») у 45-мм орудия. Лето 1941 г. За снимок спасибо Юрию Васильеву (см. комментарии). Фотография использована в качестве иллюстрации.
У кормового орудия «С-4» командир отделения комендоров старшина 2-й статьи И.Ф. Сивогривов (погиб с лодкой в январе 1945 г.) и краснофлотец А. А. Матохин (встретил Победу рулевым на «М-90») у 45-мм орудия. Лето 1941 г. За снимок спасибо Юрию Васильеву (см. комментарии). Фотография использована в качестве иллюстрации.

«Я получил приказание подготовить лодку к всплытию.

Лодка оторвалась от грунта. Надо было обеспечить всплытие. Я не жалел воздуха. Колонку воздуха высокого давления регулировал Исаев»

Мичман Ф. РАХМИСТРОВ

~~~

«На грунте мы оказались в когтях смерти. Смотрю на товарищей. Они все такие же. Только ярче блестят глаза. Нет ни страха, ни уныния. Да их и не может быть у советских подводников. Выдержка и хладнокровие победили»

Главный старшина ФЕДОРОВ

Подводная лодка «С-4» летом 1942 г. в гавани Кронштадта. За снимок спасибо Юрию Васильеву (см. комментарии). Фотография использована в качестве иллюстрации.
Подводная лодка «С-4» летом 1942 г. в гавани Кронштадта. За снимок спасибо Юрию Васильеву (см. комментарии). Фотография использована в качестве иллюстрации.