Найти в Дзене
Занудный балет

Топ 5 испано-цыганских балетов

Балеты со стилизованными испанскими (цыганскими) танцами и музыкой - моя любимая тема в балете. Собственно, с "Дон Кихота" когда-то и начался мой зрительский путь в этом виде искусства. Да и по сей день подкупает праздничность и феерия, которые несут в себе обычно эти балеты. Рассмотрим самые известные из них.

1. Конечно же, несомненным лидером среди испано-цыганских балетов является "Дон Кихот", идущий буквально на всех сценах мира. Формально, балет с таким названием является старейшим среди всего балетного наследия. Еще в 1740 году австрийский балетмейстер Франц Гильфердинг поставил балет с таким названием. Обращались к нетленному произведению Сервантеса и такие мастодонты хореографии, как Жан-Жорж Новерр, Жан Доберваль, Луи Милон, Шарль Дидло, Фелицата Гюллень-Сор, Август Бурнонвиль, Филиппо Тальони. Почти у всех у них на первом плане был непосредственно сам герой. И только у Милона на первый план стали выходить красавица Киттерия и цирюльник Базилио. Петипа, немало чего позаимствовавший у Милона, окончательно закрепил главной темой именно их историю в своем балете 1869 года, который назывался Дон Кихот, или свадьба Базиля и Китри.

Тот ДК, который мы сегодня знаем - это, вероятно, творение Александра Горского, который много чего там изменил. Петипа обвинил того в плагиате. Балетоведы до сих пор спорят, что кому в балете принадлежит, что Горский взял у Петипа, а что там принадлежит ему. И, соответственно, уместно ли упоминать Петипа как автора хореографии на афишах и т.д. Но я думаю, обычному зрителю нет никакого дела до этих разборок, и он просто наслаждается красочным зрелищем с обилием виртуозных танцев.

Ну и про музыку - ее написал Людвиг Минкус, однако на сегодняшний день там много вставок самых разных композиторов - Риккардо Дриго, Рейнгольда Глиэра, Василия Соловьева-Седого, и т.д.

2. "Хромой бес". Сегодня от этого балета по одноименному роману Алена-Рене Лесажа практически ничего не осталось, однако в 30-х годах 19 века это был главный испано-цыганский балет мира. Именно с ним связан взлет и триумф легендарной Фанни Эльслер, исполнившей знаменитый испанский танец "качуча", сделавший ее кумиром многих балетоманов и расколовший их лагерь на тальонистов (поклонников Марии Тальони) и эльслеристов (соответственно, поклонников Эльслер). За темпераментное и чувственное исполнение этого танца Теофиль Готье наградил Эльслер званием главной "языческой" танцовщицы балета (в противовес "христианской" танцовщице Тальони).

Балетмейстером-постановщиком выступил знакомый нам по "Жизели" Жан Коралли, музыку написал Казимир Жид. Скорее всего, балет сошел со сцены потому, что был привязан к личности главной героини Флоринды - Фанни Эльслер, и как только она завершила карьеру, прекратил существование. Известный реконструктор старинных балетов Пьер Лакотт в 1979 году взялся было за "Хромого беса", но восстановил лишь несколько эпизодов, в т.ч. и качучу.

Карла Фраччи исполняет качучу

Талоьни, кстати, присутствовала на премьере "Беса", и отреагировала на триумф соперницы показным благожелательным покоем, похлопав кончиками пальцев.

3. "Пахита". Этот балет является одной из первых двух работ Мариуса Петипа после того, как он оказался на российской земле. Нет, не он изначально поставил балет "Пахита". Поставил его хореограф Мазилье в 1846 году (музыка Эдуара Дельдевеза). Причем, сюжет мало чем отличался от "Гитаны" Филиппо Тальони и "Цыганки" самого Мазилье. Только место действия было перенесено из Франции в Испанию, оккупированную войсками Наполеона. Сюжет таков: юная Пахита взрощена в цыганском таборе, и не знает, что в ее жилах течет благородная кровь. Однажды она спасает молодого французского офицера, Люсьена д`Эрвильи, которого приказывает убить Испанский губернатор (непонятно по какой причине). Впоследствии, по медальону она узнает о своем происхождении и более того, что она является кузиной Люсьена. Теперь они могут пожениться.

-2

Конечно же, многим этот балет запоминается потрясающим Гран па из 3 акта, которое было поставлено как раз Петипа в 1881 году и сегодня часто исполняется отдельно. Музыку к нему написал Людвиг Минкус.

4. "Эсмеральда". Это одна из самых примечательных работ хореографа Жюля Перро (музыка Чезаре Пуньи), прославившая его в свое время наряду с "Жизелью" и "Па-де-катр". За основу был взят знаменитый роман Гюго, однако акценты смещены с самого собора на судьбу цыганки. При этом, центральным персонажем там является поэт Гренгуар, прообразом которого стал сам Перро. "Эсмеральда" является одним из тех редких балетов, которые дошли до наших дней в малоизмененном состоянии, и это многое говорит о гении Перро.

Светлана Бедненко исполняет вариацию Эсмеральды

Балет был поставлен в 1844 году в Лондоне и никогда не ставился во Франции при жизни Перро. Эсмеральду тогда танцевала Карлотта Гризи (как и Пахиту). Кстати, знаменитая вариация с бубном мало имеет отношение к балету - в подавляющем большинстве версий вы ее не увидите. Она была поставлена выходцем из Российской империи Николаем Березовым в 1954 г. для Лондонского балетного фестиваля и существует, если я не ошибаюсь, только в его варианте спектакля. Часто исполняется на разных фестивалях и конкурсах.

5. "Лауренсия". Вахтанг Чабукиани, ставивший балет в 1939 году, попал в яблочко. Тема борьбы с угнетателями-феодалами и социального протеста была популярна на тот момент. В это же время шла гражданская вона в Испании. Чуть ранее с успехом прошел балет с похожей тематикой "Пламя Парижа", приглянувшийся лично Сталину.

-3

Но не только темой освободительной борьбы заинтересовался Чабукиани. Горячего грузинского танцовщика, ставившего балеты под себя, помимо героической темы привлекли испанский колорит, темпераментность и страстность испанских танцев, которые идут сквозь весь балет. Любителям балетов такого рода обязательно нужно посмотреть "Лауренсию".

Основой балета стал роман Лопе де Вега "Овечий источник". Музыку написал Александр Крейн.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.