Чернокожие под прицелом
Полиция в США, как известно, обладает практически неограниченной властью. Спорные действия отдельных полисменов чаще всего оправдываются судом. К примеру, блюститель порядка приезжает на детскую площадку и стреляет в чернокожего подростка, играющего с пластмассовым пистолетом. В суде полицейского оправдывают, и он продолжает нести службу. Логически здесь все очень просто: американцы — самая вооруженная нация, и никто не мог исключить, что молодой афроамериканец действительно развлекался с боевым оружием. Для того чтобы полицейский почувствовал свою безнаказанность, должны сойтись несколько факторов. Во-первых, конфликтная ситуация развивается в бедном квартале – это обеспечивает относительную неприкосновенность полицейского, так как у местного населения нет денег на дорогих адвокатов. Во-вторых, у предполагаемого преступника должно быть оружие или его имитация – в данном случае может сойти и простой кухонный нож. Наконец, третье условие – это расовая принадлежность жертвы. Если это латиноамериканец или чернокожий, то применение огнестрельного оружия полицейским (при соблюдении всех трех факторов) априори будет безнаказанным. И это не пустые слова.
Надо сказать, что в США полицейские регулярно и без всякого повода досматривают и задерживают именно афроамериканцев, поэтому особого удивления факт пристального внимания стражей к «Мерседесу» Флойда не должен вызывать. Просто вышли из кафе и просто задержали, пусть и с подозрением на фальшивомонетничество. Как задержали в 2014 году Эрика Гарднера, нелегального торговца сигаретами и отца шестерых детей. Его также решили усмирить удушающим приемом, но не рассчитали силы и убили. Это стало очередным поводом для волны насилия. Позже в США из-за этого умирали и гражданские, и полицейские. Протесты позже получили в качестве лозунга последние слова несчастного: «Я не могу дышать!» (I Can't Breathe).
Виноваты или русские, или COVID-19
Протесты, которые в настоящее время охватили чуть ли не всю страну, похоже, собрали под своими знаменами не только сочувствующих борцов с расизмом, но и откровенных мародеров. В лучших традициях американского бунта граждане дружно выносят содержимое супермаркетов и ювелирных магазинов. Первая жертва как раз и появилась из-за такого вторжения – хозяин торговой точки, защищая имущество, убил грабителя. Спусковым крючком массовых беспорядком стала не только смерть Флойда, но тяжелое экономическое положения части американцев. Миллионы из них потеряли работу, и щедрые подарки со стороны государства не смогли компенсировать потери доходов. Кстати, погибшего также недавно уволили из охранников местного кафе в связи с пандемией и кризисом. Учитывая, что в США сейчас доля безработных составляет порядка 20%, можно предположить весь потенциал современного протеста. Беспорядки в Фергюсоне шестилетней давности покажутся детскими шалостями по сравнению с волной жестокости от людей, которым нечего терять.
В такой напряженной обстановке в США находятся инициативные люди из CNN, обвиняющие Россию в поддержке протестного движения. Якобы отечественные спецслужбы намеренно раскаляют ситуацию в своих интересах. Очевидно, здесь сыграл очередной американский стереотип: если есть протест, значит, это кому-то нужно. Обычно в мире все антигосударственные выступления напрямую спонсируются США, а тут ситуация обратная. И американский истеблишмент уже рефлекторно обвинил коварных русских. А протесты, несмотря на пандемические ограничения, тем временем вышли за пределы Соединенных Штатов: в Лондоне, Берлине и Сиднее прошли или готовятся антирасистские акции.
Как бы ни закончились протесты, одним из их последствий станет новая волна заражения коронавирусом. Американцы в своей буйности празднуют самовольный выход из карантина и в подавляющем большинстве не соблюдают никаких рекомендаций. Пожалуй, маски надевают только из-за опасения быть опознанными. Как будет справлять с новыми тысячами зараженных охваченная огнем страна, непонятно.