Вчера была поставлена точка в многолетнем деле между Booking.com и Патентным Ведомством США – Верховный Суд США признал, что Booking.com не является общеупотребимым термином и может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.
Победа, которая может привести к определенным последствиям для бизнеса в Интернете.
Более 5 лет тому назад компания Booking.com подала заявку на регистрацию товарного знака «Booking.com» для услуг бронирования отелей, но получила отказ в регистрации на том основании, что обозначение является общеупотребимым термином (booking с англ. - бронирование). Верховный суд не согласился с мнением Патентного Ведомства США и нижестоящих судов.
В отличие от Патентного Ведомства США, Верховный Суд США рассматривал данное обозначение в целом, а не по отдельным частям. В итоге, коллегия судей в составе 8 из 9 постановила, что само обозначение является общепринятым термином, указывающим на определенную услугу, но добавление к нему части «.com» делает комбинацию различительно способной среди потребителей, а соответственно данное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Также Суд разъяснил, что природа доменных имен такова, что они принадлежат только одному лицу, поэтому потребители понимают, что BOOKING.COM принадлежит одному конкретному лицу, то есть в данном случае обозначение «booking.com» выполняет главную функцию товарного знака - идентифицирует источник услуги.
Один судья из девяти, Stephen Breyer, не согласился с решением и высказал особое мнение, указав на то, что наименование компании Booking.com всего лишь информирует потребителей о природе бизнеса и не более. В соответствии с законодательством США общеупотребимые термины не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, так как они являются наименованием товара или услуги. Отказ от регистрации общеупотребимых терминов не позволяет бизнесменам монополизировать название товара или услуги, которое используется большим количеством других бизнесменов. Даже если потребители связывают конкретный термин с конкретным лицом, такой термин все равно не может быть монополизирован одним лицом, потому что подобная монополия уничтожает конкуренцию.
Судья считает, что добавление части «.com» к общеупотребимому термину указывает лишь на существование сайта, который имеет отношение к данному термину, как, например, сайт wine.com подразумевает свою связь с вином, так и booking.com указывает на связь с услугами бронирования. Владелец общеупотребимого термина в качестве доменного имени пользуется всеми привилегиями данного обозначения не потому, что его компания обладает определенной репутацией и приобрела узнаваемость на рынке, а потому, что ему первому посчастливилось завладеть частью онлайн собственности.
Судья Breyer считает, что регистрация общеупотребимых терминов нарушает принципы права о товарных знаках и способствует возникновению монополии и ограничений в предоставлении онлайн услуг.
Решение Верховного Суда США вызвало бурные споры в обществе. С особым мнением судьи согласились многие юристы, которые считают, что в ближайшее время компании, имеющие в своем доменном имени обозначение «booking» получат предупреждающие письма о нарушении исключительного права.
United States Patent and Trademark Office et al. v. Booking.com B.V.