Как говорил Чехов, "нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него". Этот принцип соблюдают также и кинорежиссёры. Поэтому иногда интересно потянуть за ниточку якобы "случайного", чтобы размотать цепочку закономерностей и понять скрытые смыслы.
⛵ "Выплывают расписные..."
Помните эту сцену, когда товарищ Сухов, ловко отбиваясь от летящих в него палок трубой от граммофона, заходит в дворик старой крепости (в "1-е общежитие свободных женщин Востока"), где расположились на постой жёны Абдуллы, и они стыдливо прикрывают лица, задрав юбки?
Дальше Сухов читает им лекцию про освобождение женщин ("Забудьте вы к чертям своё проклятое прошлое!") и, чтобы отметить начало новой жизни, ставит им пластинку с популярной русской песней "Из-за острова на стяжень" в исполнении Шаляпина.
Да, не "стрежень", а "стяжень". Именно так поёт Шаляпин.
И потом идёт кадр, где весь гарем, стоя под плакатом "Женщина - она тоже человек!", слушает эту песнь свободы в каком-то странном оцепенении.
Юмор этого момента понятен (возможно, не с первого просмотра): Сухов сдаёт гарем Петрухе и считает, что уж теперь-то он - вольная птица. Песня как раз ему под настроение: "Из-за острова на стяжень, на простор речной волны!"
Но девять "освобождённых женщин Востока" (а дело происходит на границе с Персией) слышат в этой песне совсем другую историю - про то, как Стенька Разин сделал с персидской княжной примерно то же, что собирался сделать с ними их муж Абдулла.
Кстати, в первоначальной версии этого фильма был кадр, когда Сухову снится, что он выбрасывает с баркаса одну из жён Абдуллы под звуки шаляпинского баса (об этом рассказывала Светлана Сливинская, сыгравшая роль "старшей жены").
В конечном варианте фильма эта песня больше не звучит, но...
👣 След ведёт к таможне
...но Стенька Разин со своей княжной ещё раз мелькает в кадре: картинка с таким сюжетом висит на стене в доме таможенника Верещагина.
Когда смотришь фильм, разглядеть, что там конкретно изображено, вряд ли получится. Но если режиссёр (Владимир Мотыль) поместил картинку в кадр, значит, он явно хотел выстроить какую-то смысловую линию, и вёл он её к Верещагину.
Кстати, все картинки и фотографии на стене несут на себе большую информативную нагрузку. Из них мы узнаём всю биографию Верещагина: он герой войны с двумя Георгиями, был ранен, с женой Настасьей познакомился в госпитале, где она работала сестрой милосердия. Потом смерть их ребёнка и хроническая тоска по Москве (несколько картинок с изображением московских храмов).
Так что и сюжет с Разиным в "расписном челне", по идее, должен нести какой-то важный смысл, связанный с этим персонажем.
🤦 "...нас на бабу променял"
Тут надо вспомнить, почему, собственно, Стенька Разин утопил бедную персиянку. Вот это место в тексте:
...Стенька Разин,
Обнявшись с младой княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Позади их слышен ропот:
"Нас на бабу променял.
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал".
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И он мощною рукою... и так далее.
А теперь вспомним сцену в доме Верещагина.
За рюмкой водки он сначала рассказывает Сухову, что давно "мундир на павлинов сменял", но потом соглашается помочь Сухову с Петрухой. Это слышит его жена. Она на коленях молит его не ввязываться, и Верещагин, жалея её, отказывает Сухову в поддержке. "Вот что, ребята, пулемёта я вам не дам".
К этому Сухов относится, вроде бы, с пониманием. Но уходя, бросает выразительный взгляд на те самые картинки, где висит фото Верещагина в военном мундире с двумя георгиевскими крестами. И произносит ироническую реплику: "Павлинов, говоришь? Хххех!" Петруха ему весело подихикивает.
"Этот ропот и насмешки слышит грозный атаман"... Вот такое лицо в этот момент у Верещагина:
В итоге мы знаем, что произошло. Несколько позже Верещагин бросает жену в набежавшую волну запирает жену в доме и уходит.
Когда мы видим, как на глазах несчастной Настасьи взрывается баркас, и она, обезумевшая, бредёт по берегу моря, нам жаль её гораздо больше, чем ту персидскую княжну, которая, хоть и трагически, но по крайней мере, быстро, гибнет в речной пучине.
✭ "... потому как долг революционный к тому нас обязывает"
И обратите внимание, что у Сухова тоже стоит выбор между, образно говоря, "бабой" и долгом. Это вообще сквозная линия фильма.
Уж как ему только не мерещится разлюбезная Катерина Матвевна под жалобные звуки балалайки - и с коромыслом, и без коромысла! Но он, хоть уже и демобилизовался, и формально никому ничего не обязан, свой долг перед товарищами выполняет без колебаний.
Не в такой, конечно, возмутительно антигуманной форме, как Стенька Разин. Потому что он сознательный боец, и служил в полку имени товарища Августа Бебеля - видного борца за женское равноправие.
Важные улики
Возможно, всё это случайные совпадения, и Фёдор Иванович Шаляпин со своей песней тут вообще ни при чём, режиссёр и сценаристы ничего такого в виду не имели.
Но как-то лезет в голову ещё вот это.
✔Куда направлялся Стенька Разин со своей интернациональной разбойничьей командой, когда случился инцидент с персидской княжной? Из каспийского похода, из Персии, и плыл он по Волге.
✔А куда держал путь товарищ Сухов, боец Закаспийского революционного пролетарского полка, тоже, кстати, интернационального? Да, оттуда же и туда же - от персидской границы вверх по Волге. В направлении родной Самары.
✔То есть получается, что он почти что земляк Фёдора Ивановича Шаляпина, спевшего песню про Стеньку Разина с пластинки на граммофоне.
✔Кстати, помните, как зовут Сухова? Тоже Фёдор Иванович.
А вот и песня (на стихи русского поэта Дмитрия Садовникова) с душераздирающим видеорядом из ранних отечественных фильмов на этот сюжет:
P.S.
А ещё на стене в доме Верещагина висит вот эта картинка, и в фильме на ней почему-то многозначительно задерживается камера:
Это сюжет на тему гибели библейского Авессалома, который погиб из-за того, что случайно запутался своими кудрями в ветках дуба.
Наверняка именно эта картинка тут висит не просто так. Но как она связана с темой фильма? Этот вопрос пока открыт.
Ещё на эту тему:
👉Ваше благородие, госпожа разлука
И ещё про музыку в любимых советских фильмах:
👉Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?
👉“Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён”: музыка в любимом фильме