Карьера Димы Горина. СССР, 1961. Режиссеры Фрунзе Довлатян и Лев Мирский. Сценарист Борис Медовой. Актеры: Александр Демьяненко, Татьяна Конюхова, Владимир Селезнёв, Евгений Кудряшёв, Владимир Высоцкий и др. 20,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Фрунзе Довлатян (1927-1997) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, но только два из них – «Карьера Димы Горина» и «Утренник поезда» - вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Лев Мирский (1925-1996) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Карьера Димы Горина» и «Утренник поезда», «Это было в разведке») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
«Оттепельная» комедия «Карьера Димы Горина» оказалась «долгоиграющей», после успешно проката ее постоянно показывают по ТВ.
Советская кинопресса отнеслась к ней с осторожностью.
Рецензент «Советского экрана» посетовал на слабую разработку характеров второстепенных персонажей (Гринберг, 1961). Гринберг И. «Карьера Димы Горина» // Советский экран. 1961. № 14. С. 8-9.
А кинокритик Нателла Лордкипанидзе (1925-2014) в журнале «Искусство кино» высказала верное предположение, что «фильм «Карьера Димы Горина» доставит, как нам кажется, большее удовольствие зрителям, нежели критикам-профессионалам. Дело тут, конечно, не в какой-то особой разнице восприятия: способность непосредственно наслаждаться искусством, получать удовольствие от того, что видишь или слышишь, отнюдь не является привилегией только неискушенной публики. Нет. Просто рецензенту этой картины не за что особенно «уцепиться», а это, как известно, не очень-то облегчает его задачу. Ну, а зрители? Почему нам кажется, что «Карьера Димы Горина» должна им понравиться? Да, пожалуй, по тем же причинам, которые заставили и нас отнестись с должным вниманием к дипломной работе режиссеров Ф. Довлатяна и Л. Мирского и сценариста Б. Медового. Что же это за причины? Стремление постановщиков без лишней назидательности, ненужной искусству дидактичности рассказать о вещах достаточно серьезных» (Лордкипанидзе, 1961: 22).
Далее Н. Лордкипанидзе в качестве недостатков фильма выделила банальность и вторичность «жизненных наблюдений, которые явно ощутимы в картине и которые часто лишают поступки героев необходимой психологической достоверности. … В данном же случае перевоспитание то и дело превращается в прямолинейное и в общем-то ничем не обоснованное противопоставление. Раз интеллигент — значит, и растяпа, и раззява, и физически немощный, и к тому же обязательно близорукий — во всех отношениях — человек» (Лордкипанидзе, 1961: 23-24).
Правда, в финале рецензии отмечалось, что «юмор скрашивает прямолинейность многих ситуаций, восполняет изрядные пробелы в характеристике персонажей, придает достоверность и милое лукавство любви Димы Горина и Гали Березки» (Лордкипанидзе, 1961: 24). Лордкипанидзе Н. Основание для доверия // Искусство кино. 1961. № 8. С. 22-25.
А нынешние зрители до сих пор любят эту лирическую комедию:
«Смотрю старые добрые фильмы и просто отдыхаю душой. «Карьера Димы Горина» - один из них. Веселый добрый фильм о простых рабочих ребятах, об их радостях и заботах о чистой светлой любви» (Н. Волкова).
«Очень люблю этот фильм! Какая музыка, песни, актёры как на подбор. Очень впечатляет масштабность стройки. … Очень интересно наблюдать за рабочими, смешной Дима Горин. И Конюхова там великолепна. Сколько остроумия в этом фильме! Замечательное кино!» (В. Беляева).
А каковы Ваши мнения об этой комедии, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020