Найти тему
Исторические напёрстки

Великий Тимур. Предъявите паспорт! Национальность: «Узбек»?

Ох, шо щас будя! Предварительно посыпаю комментарии хлоркой. Толстым слоем.

Увертюра. В этой статье не буду погружаться в «плавильный котел народов мира», коей является Центральная Азия. Он слишком глубок. Обозначу личную позицию. В этнографии доверяю (предпочтительно) советским исследователям. Они были максимально беспристрастны, занимались чистой наукой. Потому как — интернационалисты. По менталитету, воспитанию и согласно партийной дисциплине. После 1991 года каждый этнос на просторах бывшего СССР такого про себя навыдумывал — волосы шевелятся. С вишенкой на торте — древними украми.

Сразу идем в штыковую. Тимур — ни разу не узбек. Не обижайтесь, добрые и гостеприимные жители этой солнечной республики, но сей факт доказан (авторитетными для автора) антропологами и этнографами. Спорьте про кого угодно, хоть про Македонского Сашу, хоть про Чингисхана, кто они там, древний укр или китаец. Как предъявите их останки в удовлетворительно состоянии — поговорим более вдумчиво. И вот почему…

Гробница Тимура «Гур-Эмир» в Самарканде была вскрыта 21 июня 1941 года советским археологом и антропологом Михаилом Герасимовым. Прекрасно сохранившиеся останки Великого скрупулёзно изучены. Благодаря таланту Михаила Петровича — облик Тимура восстановлен, ни одного (достойного внимания) возражения за 70 лет не появилось. Зато появилась научная прикладная дисциплина — «пластическая реконструкция», основанная на «методе Герасимова».

Вскрытие усыпальницы Великого Тимура экспедицией М. Герасимова, 1941 г. (фото из открытых источников)
Вскрытие усыпальницы Великого Тимура экспедицией М. Герасимова, 1941 г. (фото из открытых источников)

Читая первоисточник («М.М. Герасимов. Портрет Тамерлана (опыт скульптурного восстановления на краниологической основе)»), понятно, что перед нами типичный метис с доминирующими монгольскими чертами. Строение лицевой части черепа — это вам не летописи трактовать, тут всё безапелляционно. Относится такое строение антропологами к «южно-сибирской расе», или «расе второго порядка внутри монголоидной расы».

Фиксируем — принадлежал к монголоидной расе. Узбеки же, потомки ирано-язычных бактрийцев, согдианцев и прочих массагетов с кангарами и хорезмийцами — принадлежат к другой расе. Европеоидной.

Но расовая принадлежность — не доказательство. Особенно национальности. Мы ж «паспорт» заполняем. Система нац/идентификации на «свой» и «чужой» не черепами и гаплогруппами хромосом определялась. А внешним обликом. Почитайте любые заметки путешественников. От античности до позднего Средневековья. Как они определяли в рыночных толпах незнакомых городов нации и народности, кишащие перед их глазами? Паспорт просили предъявить? Нет, исключительно по внешнему виду. Прическа, растительность на лице, головные уборы, одежда, пояса, обувь, мелкие предметы туалета, конская сбруя и десятки других мелочей — это все объединительные символы народов и народностей, дань уважения своим традициям. Как ныне модно говорить — самоидентификация, тьфу, язык сломаешь…

Восхищаюсь описанием многонациональной армии Тимура, что он собрал перед походом на Баязида Молниеносного в 1402 году. Оставил нам его Арабшах, люто Великого ненавидевший. Но суть в другом. «Там были люди Турана, воины Ирана, леопарды Туркестана, тигры Балхшана, ястребы Дешта и Хата, монгольские коршуны, орлы Джата, гадюки Ходжента, василиски Анадакана, ящеры Хорезма, дикие звери Джурдджана, орлы Заганиана и гончие Хизар-Щадмана, конники Фарси, львы Хоросана и гиены Джила, львы Мазандарана, дикие твари гор, крокодилы Рустамдара и Талкана, аспиды племен Хуза и Кермана, волки Исфагана, носящие платки, волки Реи и Газни и. ... К ним были добавлены стаи гиен-рабов и отродье Туркоманов, и толпы и своры бродячих собак-арабов, комары-персы, толпы идолопоклонников и богохульных магов».

Вот так, друзья. 90 процентов населения узбека от казаха и туркмена не отличит, даже в национальном костюме. Русского от малоросса и белоруса. А тут опытный глаз и отточенный ненавистью недюжинный ум, смотрите, какую картину нарисовал. И, спорю на бутылку кефира, этот мужчина (как и большинство творческой и купеческой прослойки средневекового Востока) мог безошибочно различать десятки народов, народностей, племен и мелких этносов. Мнится мне, любой купец в годы жизни Тимура, только взглянув на него, сказал бы… Что именно — не знаю. Но не «узбек» — точно.

Почему? Усы и борода (тихо, не ржать!). Обратите внимание на арабскую и тюркскую традицию аристократии их аккуратно подстригать, всячески холить и лелеять. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы». В монгольской же традиции высшего военного сословия усы над верхней губой не подстригали, они свободно свисали. Как у Тимура, когда его положили в гробницу. Борода была небольшой, имела клиновидную форму, что тоже не характерно для тюрок-аристократов. Ну так кем он был по внешнему облику, скажите мне? Узбеком, который косил под Чингисхана?

Мусульманские владыки-современники:  султан Баязид I Молниеносный и султан Тимур (фото из открытых источников)
Мусульманские владыки-современники: султан Баязид I Молниеносный и султан Тимур (фото из открытых источников)

Следующее лыко в строку. Родное Великому Тимуру монгольское племя барласов появилось в окрестностях города Кеша в 1266 году. Инфа точная. Пришли они вместе со своим повелителем — ханом Мубараком, шестым правителем Джагатайского улуса, внуком Чингисхана. Этот «рэволюционер» принял ислам, тем самым спровоцировал целую череду войн внутри Империи Чингисхана. Потому что нарушил Яссу, сменив кочевой образ жизни на оседлый. Покинул родовую ставку Джагатая на реке Или (Ю-В Казахстан). И обосновался в оазисах Марвераннахра, где и родился через 70 лет Тимур. Если вы всерьез считаете, что за полтора поколения монголы-барласы превратились в тюрок-узбеков… Галаперидол вам в помощь.

Заканчивая узбекскую тему, припоминается один факт биографии Великого Тимура. Как можно трактовать цитату из персидской летописи: «Когда персидский шах Мансур Музаффари в своем послании назвал Тамерлана «узбеком», «железный хромец» сильно оскорбился. Это стало поводом для совершения похода на персидский Шираз, в результате чего город был разрушен и подвергнут разграблению»? На дворе был 1392 год, молодая Империя Великого Амира входила в зенит славы. Пруф, на мой взгляд, не железобетонный. Кто точно скажет, что означало «узбек» в то конкретное время? Не удивлюсь, если не национальность. И поводом для войны это послание точно не было. Воспользовавшись тем, что Великий в 1388-1392 гг. ураганил на противоположном конце Азии, Шах Мансур быстрыми походами отнял владения у большинства своих родственников (вассалов Тимура) и стал господствовать над Ширазом, Хузистаном, Фарсом и Исфаханом. Мятеж пришел подавлять Тимур, а не предъявы кидать из-за пресловутого «узбека». Кстати, Шах Мансур чуть собственноручно не порешил Тимура в бою, но это другая история.

Продолжение следует.

Понравилась статья — одобрительно хлопни по плечу лайком. Если интересно узнать, как автор заполнит остальные пробелы «виртуального паспорта» — подпишись и ежедневно читай что-нибудь свеженькое на канале.

Читайте по теме: