Расскажу о том, что было предпринято еще в кризис 2008 года, когда я работал ИТ-директором завода. Экономика «полетела» вниз. Процессы встали и ситуация была совсем невеселая, учитывая, что еще и технологий не было таких для работы в онлайн, как сейчас. Да и финансовая часть бюджета на ИТ была заморожена. Остался только обязательный ежегодный платеж по лицензиям Microsoft и несколько минимальных ежемесячных платежей на обязательные расходники.
Скажу сразу, что без команды и авторитета руководителя мало что получится, если получится вообще. В такой стрессовой ситуации, когда все моментально поменялось, нужно действовать быстро, но максимально продуктивно, насколько это возможно.
В данном случае я предпринял несколько шагов, которые в итоге позволили на 28% сократить затраты на ряд процессов без потери качества, а также внедрить несколько «тяжелых» решений, в том числе корпоративный портал, управление лицензиями, «пульт управления руководителя» на базе управленческого учета в 1С и другие. По факту мы вышли из кризиса, ориентировочно через год или чуть больше с серьезными наработками и решениями для бизнеса, но с очень оптимизированными затратами.
Про команду. Задача руководства стояла жестко, но соразмерно ситуации, а именно «сократить штат». По факту же ситуация стала еще более жесткой, т.к. именно в этот момент смежное подразделение вместе с руководителем ушло, причем уволилось 85% сотрудников подразделения. Мне переподчинили дополнительно данное подразделение в тот же день. Т.е. по факту нагрузка выросла кратно, а ресурсы были ограничены. Это отдельная история, но скажу одно: намного правильнее, как я считаю, сохранить всю команду, но в сложившейся ситуации, снизить оплату труда. Так и получилось, хотя это было сложное решение, которое необходимо было отстаивать.
Итак, какие же 6 шагов позволят обеспечить рост показателей деятельности даже в условиях кризисных процессов:
1. Разрешите в создавшихся непростых условиях сотрудникам дополнительно зарабатывать в других проектах. Пусть у них будет возможность получать больше, даже если они будут временно фрилансить помимо основной работы. Это вынужденная мера позволит сохранить команду. В данной ситуации важно, чтобы это было оговорено (временность решения) и чтобы данная ситуация не повлияла отрицательно на работу в рамках основных процессов.
2. Создайте возможности развиваться. Обсудите с командой, какие проекты, необходимые компании, интересны определенным сотрудникам ИТ-службы. Это послужит точками роста в виде дополнительной нематериальной мотивации и покажет, кто из команды каким потенциалам в новых проектах обладает.
3. Снижайте нагрузку показателей. В условиях, когда сами ИТ-сервисы будут частично «проседать» по объективным причинам, например, ввиду сокращения или остановки платежей комплектующих, согласуйте показатели, которые критичны для бизнеса и их предельные значения. Такой формат позволит сфокусироваться на самых важных процессах в конкретных условиях работы компании.
4. Усиливайте коммуникацию для формирования перспективных задач. Начинайте более интенсивно собирать обратную связь от специалистов компании, формировать планы именно перспективного развития, чтобы понимать, что можно реализовать сейчас и как распланировать работы при улучшении ситуации.
5. Формируйте, дорабатывайте пользовательские документы, инструкции, обучающие материалы. Сделайте все, чтобы процесс обучения и адаптации новых сотрудников уже сейчас был готов на максимум. Такой процесс в работе компании неизбежен со временем и вы будете к нему готовы.
6. Засучите рукава. В сложных условиях, когда высока неопределенность в целом и у вашей команды в частности, нужно больше времени проводить в реальных проектах с командой, а не в кабинете. Это усилит доверие, покажет, что вы готовы включиться в любой проект наравне с сотрудниками. Такой подход является сильной мотивацией и реальной поддержкой для команды. Выходите из кабинета! Сейчас это нужно вашим людям!
Провожу ИТ-аудит компаний, обучаю и консультирую ИТ-специалистов, которые планируют карьеру в ИТ и начинающих ИТ-руководителей по реальному развитию ИТ-сервисов, системной работе на результат и выстраиванию карьеры в ИТ.
© Сергей Полторак