Наш языковой эксперт, лингвист и преподаватель МГУ Маргарита Сучкова о том, как помочь своему ребёнку полюбить иностранные языки.
Автор: Маргарита Сучкова @chinese.mom
Вы ступили на дорожку изучения языков, понимаете, что это нужно, важно и перспективно. Всё хорошо, ваши глаза горят, вдохновение льётся через край, ребёнок обожает играть с вами, но в какой-то момент всплывает вопрос: «Где же результаты?».
Часто этот вопрос бывает озвучен каким-нибудь гнусавым, презрительным голосом одной из тётушек, которая никакой важной роли в вашей жизни не играет. Просто ей непонятен ваш образ мыслей.
И вы задумываетесь: а действительно. Мы уже столько занимаемся, а кроме нескольких фраз, или даже слов, ребёнок ничего не говорит. Где же чистая иностранная речь? Где билингвизм? Кругом обман!
Не торопитесь отчаиваться! Давайте рассуждать.
Выход беглой иностранной речи зависит от нескольких факторов.
- Возраст ребёнка.
Очевидно, что чем младше ребёнок, тем больше времени ему нужно, чтобы накопить у себя в голове знания, структурировать их, найти взаимосвязи, а потом уже выдавать. Дети слышат родную речь с рождения, но в среднем им требуется два/два с половиной года, чтобы начать разговаривать. И это родная речь, которая повсюду. А если к ней примешивается иностранная, которая подаётся дозированно? Представляете, какую работу проделывает маленький мозг! Принять, запомнить, разделить, разобраться, что к чему. Это двойная нагрузка. Так что не стоит торопиться и требовать от малыша больше, чем он готов выдать.
- Интенсивность занятий.
Чем больше присутствует язык в вашей повседневной жизни, тем быстрее и качественнее ребёнок начнет говорить на иностранном. Конечно, если язык вам не родной, будет очень сложно обеспечить нужный уровень, чтобы ребёнок заговорил свободно. Поэтому не ставьте себе невыполнимых целей, от которых у вас в итоге разовьётся невроз и неудовлетворенность собой, как матерью. Оцените, какими ресурсами вы обладаете (говорите ли на иностранном языке сами, есть ли возможность нанять преподавателя, няню-носителя, есть ли доступ к языковой среде), и уже в соответствии с этим ждите результатов от ребёнка.
Помните, что даже в билингвальных семьях родителям приходится прикладывать усилия, чтобы ребёнок начал говорить на двух языках.
- Нужда в общении.
Как бы много ни было языка в жизни вашего ребёнка, если у него нет потребности на нём разговаривать, он вряд ли будет это делать. Потому что: а зачем? И так всё ясно, и так всё понятно. Мама знает русский, он доминантный. Зачем ребёнку напрягаться? Он и молчит. А у мамы уже руки опускаются, потому что она не видит результатов.
Так что провоцируйте малыша на речь.
Ранее я писала, что идеально, если для занятий по каждому языку будет свой взрослый, который не понимает русский. Но если такой возможности нет, эту роль может взять на себя игрушка или языковой клуб.
- Интерес и наклонности малыша.
Не стоит забывать и про индивидуальные особенности детей. Пока дети маленькие, они занимаются лишь тем, что им нравится. Вполне возможно, что вашему ребёнку какие-то иные вещи намного интереснее языков, и он уделяет им больше внимания. Это не хорошо и не плохо. Это просто так. Мы, как родители, должны вовремя увидеть склонности своих детей и помочь им развиться.
В любом случае занятия языком не будут помехой. Главное – не ставьте недостижимых целей, будьте гибкими и наблюдательными.
Подборку упражнений, то лучших обучающих курсов для детей и много другое ищите на страницах нашего журнала.