Пропавшая экспедиция. СССР, 1976. Режиссер Вениамин Дорман. Сценаристы Авенир Зак, Исай Кузнецов. Актеры: Николай Гринько, Вахтанг Кикабидзе, Евгения Симонова, Александр Кайдановский, Борис Сморчков, Николай Олялин, Виктор Сергачёв, Любовь Мышева, Ольга Матешко, Лев Прыгунов, Юрий Каюров, Раднэр Муратов, Сергей Сазонтьев и др. 20,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Золотая речка. СССР, 1977. Режиссер Вениамин Дорман. Сценарист Исай Кузнецов. Актеры: Борис Сморчков, Александр Абдулов, Александр Кайдановский, Сергей Сазонтьев, Николай Олялин, Виктор Сергачёв, Евгения Симонова, Юрий Каюров, Георгий Мартиросьян, Ольга Матешко и др. 19,0 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
В связи с наступившей к середине 1970-х разрядкой в международных в отношениях между СССР и США / Западом Вениамин Дорман (1927-1988) на время отошел от своей любимой киноистории о «резиденте» и снял приключенческую дилогию «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка».
Зрительский успех этих фильмов, конечно же, изначально основывался на развлекательных жанровых аспектах, но немалую роль в успехе сыграл и звездный актерский состав, включавший актерский дуэт будущих супругов Александра Кайдановского (1946-1995) и Евгении Симоновой.
Советская кинопресса отнеслась к этой дилогии весьма благосклонно.
Кинокритик Армен Медведев писал в «Спутнике кинозрителя»: «Хорошо, что режиссер В. Дорман не стилизовал свой фильм под международный образец «вестерна» и сохранил в той мере, в какой требовал этого жанр, достоверность среды и фона действия. Красота просторов Сибири, своеобразие старинного быта – все это дополняет развлекательность экранного зрелища. Талантливые актеры и персонажам фильма придают глубину и значительность» (Медведев, 1976: 13). Медведев А. «Пропавшая экспедиция» // Спутник кинозрителя. 1976. № 1. С. 12-13.
Аналогичной точки зрения придерживался и театровед и кинокритик Михаил Швыдкой, подчеркнувший, что «в остросюжетном фильме… авторы попытались сделать приключение способом постижения многомерного мира. Удача им сопутствовала не во всем, но сам этот шаг нам кажется принципиальным. Именно поэтому в приключенческой картине В. Дормана образы героев раскрываются подробно и неоднозначно, как в бытовом кинематографе, они здесь не просто функции приключения, необходимые для того, чтобы осуществить то или иное событие. Каждый персонаж… имеет достаточное временное и «Экранное» пространство, чтобы заявить о себе вполне определенно. … авторы обеих картин … стараются достичь слиянности условно-приключенческой манеры повествования и подробной бытовой характеристики и персонажей и среды, в которой они действуют. Их персонажи психологичны в рамках, непривычных для большинства лент приключенческого жанра. Значит авторы обеих картин понимали, что ограничиться созданием «киногеничных» условий для игры недостаточно, что для реализации их замысла нужно было пойти дальше» (Швыдкой, 1976: 63). Швыдкой М. Амплитуда приключенческого фильма // Искусство кино. 1976. № 10. С. 56-67.
Мнения сегодняшних зрителей о дилогии В. Дормана существенно расходятся:
«Пропавшая экспедиция», как и его продолжение «Золотая речка» - настоящий шедевр советского кино! Один из самых моих любимых фильмов» (Гость). «Эти два фильма - мой личный золотой фонд советского кино! Пересмотрено бессчётное количество раз и готова смотреть всегда» (Тереза).
«А мне фильм совсем не понравился. Много нестыковок, недоработаны или неубедительны характеры персонажей. … Все они какие-то неглубокие, видно, что просто играются» (Гостоевский).
А каковы Ваши мнения о фильмах «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020