Сейчас расскажу про одно из основополагающих открытий, которое я сделала, обучая сына.
На момент начала систематических занятий математикой сын знал цифры и умел сопоставлять их с количеством. Знал он и другие понятия, но сейчас о цифрах.
Итак, цифры он знал, а вот действия сложения и вычитания не понимал.
Мы использовали различный счётный материал, но почему-то это не помогало.
То есть взять пять кубиков и забрать два, посчитать, что осталось. Записать ответ. Как-то эта цепочка в его голове не выстраивалась.
Попытки научить его считать на пальцах тоже не увенчались успехом. От слова совсем.
Машинки, мишки, кружочки, палочки. Никакой счётный материал не работал.
Он почему-то не понимал алгоритма действий.
И в один прекрасный день я нарисовала на его листе над примером палочки, и зачеркнула то количество, которое надо было вычесть. Посчитала, сколько осталось. Записала ответ.
И предложила тоже самое сделать ему.
Как только у сына появилось действие физическое рядом с необходимостью осуществлять некое непонятное сложение, он всё понял.
Сам рисовал палочки, зачёркивал. Или наоборот считал все нарисованные, если это сложение.
Описанный мной приём — примитивен и возможно даже очевиден.
Но именно это простое действие помогло сыну понять принцип сложения и вычитания.
Через неделю он уже не рисовал никаких палочек, а считал на пальцах. В данном случае его не надо было учить этому, он сам перенёс действие, совершаемое им на бумаге, на свои руки. А в дальнейшем, когда счёт начался через разряд, сумел перенести и в воображение. Пресловутый счёт в уме.
Но главное, что дали эти палочки, другое.
Я поняла, что мозг моего сына устроен так, что осваивать информацию он может через физическое действие. Он должен создавать некие абстрактные процессы сам, рисовать, складывать картинки, детали. Делать их видимыми.
Казалось бы, счётный материал — это тоже что-то осязаемое. Но не совсем то. При работе с ним не было процесса создания. И мне кажется, сын не понимал, какое отношение кубики имеют к написанным на листе цифрам. Но как только он это понял благодаря палочкам, то и с кубиками отлично всё получалось.
В дальнейшем я неоднократно использовала этот метод и в других предметах и ситуациях. О чём расскажу позже.
Подписывайтесь, ставьте лайки, это помогает развитию канала. Спасибо.