Крутые берега Среднего Днестра по обе стороны рассекает множество глубоких ущелий, где издавна селились люди. Молдаване на правом берегу часто обустраивали там монастыри, а вот славянам на левом оказались ближе усадьбы и замки. Так и в 7-километровом Калаурском ущелье в 1397 году заложил одноимённую крепость литовский князь Витовт - ведь после победы над Золотой Ордой у Синих Вод Литва овладела Днестром до самого Чёрного моря.
Крепость простояла до упразднения в 1617 году, а уже с 1402 года при ней был известен посад Рашково, населённый в основном армянскими купцами "край света" Речи Посполитой, которым владели Замойские и Бучацкие, а в 1652-64 - Руксанда, дочь молдавского господаря Василия Лупу и супруга Тимофея Богдановича Хмельницкого, умершего через год после женитьбы. Следующими хозяевами стали Любомирские, богатейший в те времена род Речи Посполитой, при которых Рашково стало еврейским местечком и центром хасидства.
Ну а под Россией, куда село попало по II разделу Речи Посполитой в 1793 году его владельцами стали Тутолмины. В общем, по своему прошлому это типичная Червонная Русь, а точнее - Подолия. Да и не только прошлое: здесь живут в основном украинцы, русская речь слышна редко. Здесь сохранились две церкви, костёл и синагога - все 18 века. Наконец, здесь потрясающе красиво.
Но только это не Западная Украина, а Приднестровье - непризнанная республика, отколовшаяся с распадом СССР от Молдавии. До стольного Тирасполя отсюда 160 километров, до Рыбницы около 30.
Рашков встречает внезапно и красиво - дорога несколькими зигзагами ныряет в Калаурское ущелье:
По которому село растянуто на добрых 7 километров:
Мы остановили машину у первого примечательного объекта - православной Троицкой церкви (1789), самой простой и невзрачной из 4 культовых построек села - её заложил протоиерей Иоанн Палюхович, назначенный сюда православной церковью и обнаруживший, что все храмы принадлежат униатам и католикам:
У её ограды и колодец с позапрошлого кадра, а за колодцем вот такая вот мемориальная доска:
Здесь потрясающе чистый воздух и тишина, горы словно глушат шумы большого мира. Местами - почти Алтай:
В центре - Дом культуры, достойный города этак в 50 тысяч жителей. Да что там - в Рыбнице ДК меньше! Необычайная капитальность домов культуры в приднестровских сёлах очень бросается в глаза... как и капитальность административных зданий Тирасполя.
Мозаики чудесны:
Главная улица ведётся прямиком к Днестру, а я свернул в один из переулков. В Рашкове мы как-то разбрелись по сторонам - всё же три блоггера-фотографа, каждому интересно что-то своё, и гулял тут я в основном один.
Тут красиво, фотогенично и величественно:
Село впечатляет обилием камня даже после Оргеевщины:
Тут и каменоломни не хуже. Причём это, кажется, не котелец:
А самый монументальный рашковский храм - конечно же, костёл Святого Каэтана (1789-91):
Изначально он был армяно-католическим - армянские местечки в Подолии были не редкость, например Жванец под Каменцем-Подольским, но армян (как и евреев) тут уже давно не встретить. Кроме того, это самый старый костёл в насквозь православных Молдове и ПМР. Он действует, окружён какими-то богоугодными постройками:
А его крыльцо - естественная смотровая площадка:
Калаур раскрывается прямо к Днестру, и пейзаж тут потрясающе живописен:
За поворотом, чуть выше по течению - Жабка и Каменка, самый большой монастырь Молдавии и самый северный город Приднестровья.
Вид вниз по течению. Руины ещё двух культовых зданий середины 18 века - хасидской синагоги и греко-католической церкви:
Рашково было одним из центров хасидства, этого "иудейского протестантизма" 18 века. У хасидов был очень высок авторитет цадика ("праведника"), поэтому "центров хасидства" много по всему Идишланду - Умань, Белз, Люббавичи и многое другое. Основателем хасидского движения в Рашкове считается Зёмэ Рашкевер, вплоть до революции здесь жили его потомки.
А затем перебрались в село Вадул-Рашков (Рашковский брод) на том берегу. Как и многие приднестровские сёла, Рашково имеет своего антипода в Молдавии. Там очень красивая церковь Михаила и Гавриила (1778-89):
И загадочная башенка, увенчанная крестом. С виду прямо руины замка... но в Молдавии не было замков:
От костёла я пошёл к синагоге по узким улочкам села - дорогу мне подсказала старушка на камне:
Прислушивался к разговорам - говорят тут в основном по-украински:
А на небольшом пустыре...
...обнаружился источник, над которым явно меняют навес. Это Панская криница - по легенде, её кристально чистая вода образовалась из слёз Руксанды, оплакивавшей здесь Тимофея.
Рядом и руины синагоги:
В которой уцелели даже остатки интерьеров, и говорят, до 1990-х века дожили даже некоторые деревянные фрагменты, вывезенные затем в Кишинёв и установленные там в действующей синагоге в Нижнем центре.
Я давно не видел столь величественных руин:
Стоит ли говорить, что как и костёл, эта синагога тоже старейшая в Молдове и Приднестровье, и уж точно с самым богатым прошлым:
Ещё минут десять идти до униатской церкви:
Кто-то работает:
Кто-то торгует:
Село живёт:
А Покровская церковь (1740) живо напоминает руины аббаств где-нибудь на Британском архипелаге:
Потрясающе красивое место!
...А вы думали, в Приднестровье есть только политика?