Во время Второй мировой войны на вооружении британской армии состояло большое количество разнообразной бронетехники, разработанной на базе тяжелого пехотного танка Mk.IV Churchill. Одним из самых интересных вариантов подобного применения танков стал проект Churchill AVRE.
Главной предпосылкой к созданию очередного проекта модернизации тяжелого танка в интересах инженерных войск стала битва за Дьепп. Возникла проблема с доставкой подрывных зарядов к различным заграждениям и прочим объектам.
Пройдя модернизацию, танк «Черчилль» должен был превращаться в «Бронированную машину королевских саперов» – Armoured Vehicle Royal Engineers или AVRE.
Главными требованиями к машине, используемой в качестве базы для инженерного танка, были высокий уровень защиты и возможность адаптации к решению различных специальных задач.
Защита лобовой части корпуса танка «Черчилль» возлагалась на несколько броневых листов толщиной до 102 мм.
Вертикальные борта имели толщину 76 мм, а в корме помещался 64-мм бронелист.
В модификации Mk.III была внедрена сварная башня, состоявшая из нескольких деталей толщиной до 76 мм.
Сверху корпус и башня защищались крышами толщиной до 20 мм.
Характерной чертой танков Churchill была ходовая часть необычной конструкции. Гусеница была увеличена таким образом, что охватывала бортовые ниши корпуса, увеличивая размеры внутреннего объема.
Одним из главных требований к инженерному танку Churchill AVRE была доставка подрывных зарядов к объектам противника. Разрушать заграждения предлагалось наиболее очевидным путем – обстреливая их. Для этого базовый танк должен был лишаться штатного орудия и получать вместо него специальную систему в виде мортиры с требуемыми параметрами.
Специально для инженерного танка было разработано крупнокалиберное короткоствольное орудие с условным обозначением Petard («Хлопушка»).
Основным элементом мортиры «Хлопушка» был короткий ствол калибра 290 мм (6,5 дюйма). Ствол не имел нарезов, на его внутренней поверхности имелось несколько прямых направляющих. Ввиду сравнительно большого веса ствола и боеприпаса система креплений оснащалась пружиной, которая облегчала выполнение основных операций.
Благодаря максимальному использованию конструкций базового танка мортиру можно было наводить в любом направлении в горизонтальной плоскости путем поворота всей башни. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -8° до +15°.
Для мортиры Petard был разработан специальный боеприпас оригинальной конструкции. Он имел цилиндрический корпус с основным подрывным зарядом, к которому крепился цилиндрический стержень. На втором конце стержня располагался метательный заряд в цилиндрическом кожухе. Общий вес такого изделия составлял 40 фунтов (18,15 кг), предусматривался подрывной заряд массой 28 фунтов (12,7 кг). За характерный внешний вид боеприпас для мортиры получил неофициальное название Flying Dustbin – «Летающая урна для мусора».
В габариты боеприпаса не удалось вписать крупный и тяжелый метательный заряд, из-за чего дальность стрельбы не превышала нескольких десятков метров. При оптимальном угле возвышения ствола мортира Petard могла забросить «Летающую урну» лишь на 73 м. Тем не менее, это было достаточно для решения основных задач инженерного танка. В условиях поля боя экипаж мог рассчитывать на защиту толстой и мощной брони.
Благодаря сравнительно большим размерам боевого отделения базового танка авторам проекта Churchill AVRE удалось разместить внутри корпуса укладки на 31 выстрел для мортиры. Все операции с боеприпасами можно было осуществлять под прикрытием бронекорпуса, без каких-либо серьезных рисков.
Дополнительным оружием инженерного танка был единственный пулемет BESA или Bren винтовочного калибра. Ввиду демонтажа стандартного орудия это оружие располагалось только на установке в лобовом листе корпуса. Управлять этим пулеметом должен был помощник водителя.
Основной задачей инженерного танка Churchill AVRE было разрушение заграждений и укреплений противника на поле боя. При этом машина могла использовать различное дополнительное оборудование. Имелась возможность установки тралов типа CIRD, транспортировки фашин, легких мостов и т.д. Таким образом, установив легкий мост или закрыв ров иными средствами, танк мог продолжать движение, ведя обстрел мешающих наступлению объектов.
В течение 1943 года канадские специалисты завершили разработку нового проекта, после чего собрали опытный образец новой техники и испытали его. Инженерный танк Churchill AVRE был рекомендован к принятию на вооружение и к развертыванию серийного производства. Было решено отказаться от строительства подобной техники с нуля. В качестве основы для машин инженерных войск следовало использовать серийные танки соответствующих модификаций, проходящие ремонт. Изначально бронемашины для саперов строились на основе пехотных танков «Черчилль» модификации Mk.III. Последние серии такой техники имели в своей основе машины версии Mk.IV.
К моменту высадки союзников в Нормандии в составе канадской армии имелось 180 инженерных танков Churchill AVRE. В ходе высадки морского десанта 6 июня 1944 года эта техника прекрасно показала себя, выполняя различные задачи. До конца войны в Европе в общей сложности было собрано 754 машины нового типа.
Любопытной особенностью эксплуатации серийных машин оказался подход к комплектованию экипажа. Так, пять членов экипажа являлись военнослужащими Корпуса королевских инженеров, а шестой, механик-водитель, числился за Королевским бронетанковым корпусом.
После завершения Второй мировой войны британское и канадское командование решило не отказываться от имеющихся инженерных танков. Бронемашины «Черчилль» модификации AVRE оставались на вооружении до середины пятидесятых годов. Впоследствии их начали списывать и утилизировать по причине безнадежного устаревания базового шасси, а также из-за выработки ресурса.
Ввиду морального и физического устаревания, а также из-за появления более новых образцов с повышенными характеристиками со временем все Churchill AVRE были списаны. Большая часть этой техники отправилась на разделку, хотя нескольким машинам удалось дожить до наших дней.
Еще наши публикации:
Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?
У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!
Понравилось?
Поддержи нас лайком и поделись этой информацией с друзьями!
Наш сайт - https://worldoftanks.ru/
VK - https://vk.com/worldoftanks
Youtube - https://www.youtube.com/user/WorldOfTanks
Facebook - https://www.facebook.com/WorldOfTanks.RU/