Найти тему
ХХ век в войнах

"Treffaswagen" - колесный танк кайзеровской Германии

Германский колесный танк "Treffaswagen" на испытаниях, лето 1917 года.
Германский колесный танк "Treffaswagen" на испытаниях, лето 1917 года.

После того, как осенью 1916 года на полях сражений Великой войны дебютировали британские танки, военное министерство Германии озаботилось созданием собственных бронированных машин и передало ряду фирм заказы на разработку. Одной из таких фирм стала бременская "Ганза-Ллойд", спроектировавшая весьма необычный колесный танк "Treffaswagen", опытный образец которого был готов к 1 февраля 1917 года.

"Treffaswagen" весил 18 тонн, оснащался бензиновым двигателем мощностью 105 л.с. и мог передвигаться по полю боя на вполне приличной по тем временам скорости 8 км/ч. Огромные бронированные колеса диаметром 3,3 метра предназначались для движения по пересеченной местности, а еще - для преодоления широких окопов, траншей, и проделывания проходов во вражеских заграждениях.
Большие колеса располагались в передней части машины, а опорное заднее, бывшее одновременно и рулевым - в корме. Выхлопная труба выходила под днище корпуса. Сверху над боевым отделением располагалась вентиляционная шахта прямоугольной формы, а сразу за ней - входной люк для экипажа. Что же до хорошо видимой на второй фотографии двустворчатой двери в лобовой части, то только поначалу она имела место, а затем здесь установили основное вооружение "Треффасвагена". Состояло оно из автоматической 20-мм пушки TUF - сначала конструкторы подумывали об орудии калибром 57 мм, но затем сделали выбор в пользу плотности огня, благо снаряды TUF точно так же легко могли пробивать любой неприятельский танк. По бортам за ведущими колесами располагались две шаровые установки с пулеметами для продольного обстрела траншей. В экипаж танка входило четыре человека: командир, механик-водитель и двое стрелков.

-2

Испытания, начавшиеся весной того же года и продолжавшиеся до середины лета, выявили ряд существенных проблем. Во-первых, колеса очень сильно ограничивали обзор как командиру, так и водителю. Во-вторых, из-за вынесенного вперед центра тяжести машина рисковала опрокинуться через носовую часть при преодолении широких траншей. Наконец, отдача автоматической пушки оказалась настолько сильной, что вести из нее огонь без перерывов было затруднительно - в противном случае стрелок очень скоро начинал испытывать боль в плечах и голове. В итоге военные отдали предпочтение не колесной машине, а танку A7V классической гусеничной схемы, хотя он был и дороже, и сложнее в производстве. Зато и вооружения он нес больше, и проходимость с устойчивостью у A7V были выше. Поэтому "Треффасваген" остался лишь опытной машиной и в конце 1917 года был разобран. Однако оригинальности его конструкции и заложенных в этот танк технических решений сложно не оценить.

Michael Traurig