После того, как осенью 1916 года на полях сражений Великой войны дебютировали британские танки, военное министерство Германии озаботилось созданием собственных бронированных машин и передало ряду фирм заказы на разработку. Одной из таких фирм стала бременская "Ганза-Ллойд", спроектировавшая весьма необычный колесный танк "Treffaswagen", опытный образец которого был готов к 1 февраля 1917 года.
"Treffaswagen" весил 18 тонн, оснащался бензиновым двигателем мощностью 105 л.с. и мог передвигаться по полю боя на вполне приличной по тем временам скорости 8 км/ч. Огромные бронированные колеса диаметром 3,3 метра предназначались для движения по пересеченной местности, а еще - для преодоления широких окопов, траншей, и проделывания проходов во вражеских заграждениях.
Большие колеса располагались в передней части машины, а опорное заднее, бывшее одновременно и рулевым - в корме. Выхлопная труба выходила под днище корпуса. Сверху над боевым отделением располагалась вентиляционная шахта прямоугольной формы, а сразу за ней - входной люк для экипажа. Что же до хорошо видимой на второй фотографии двустворчатой двери в лобовой части, то только поначалу она имела место, а затем здесь установили основное вооружение "Треффасвагена". Состояло оно из автоматической 20-мм пушки TUF - сначала конструкторы подумывали об орудии калибром 57 мм, но затем сделали выбор в пользу плотности огня, благо снаряды TUF точно так же легко могли пробивать любой неприятельский танк. По бортам за ведущими колесами располагались две шаровые установки с пулеметами для продольного обстрела траншей. В экипаж танка входило четыре человека: командир, механик-водитель и двое стрелков.
Испытания, начавшиеся весной того же года и продолжавшиеся до середины лета, выявили ряд существенных проблем. Во-первых, колеса очень сильно ограничивали обзор как командиру, так и водителю. Во-вторых, из-за вынесенного вперед центра тяжести машина рисковала опрокинуться через носовую часть при преодолении широких траншей. Наконец, отдача автоматической пушки оказалась настолько сильной, что вести из нее огонь без перерывов было затруднительно - в противном случае стрелок очень скоро начинал испытывать боль в плечах и голове. В итоге военные отдали предпочтение не колесной машине, а танку A7V классической гусеничной схемы, хотя он был и дороже, и сложнее в производстве. Зато и вооружения он нес больше, и проходимость с устойчивостью у A7V были выше. Поэтому "Треффасваген" остался лишь опытной машиной и в конце 1917 года был разобран. Однако оригинальности его конструкции и заложенных в этот танк технических решений сложно не оценить.
Michael Traurig