Революции — праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во времена революции. В такие времена народ способен на чудеса.
В. И. Ленин "Две тактики социал-демократии в демократической революции", 1905 г.
Опиум народа — не религия, а революция.
Симона Вейль.
Все по разному осознают и понимают революцию. Но отрицать ее величие и важность мало кто осмелится. Везде есть минусы и плюсы. Все выбирают своё. Однако сейчас мы поговорим о тех, кто выбрал путь революции. Да, можно было с самого начала разобрать, например, личность Маяковского, но поискав ещё немного информации в интернете, я решил решил разбавить свою статью ещё некоторыми личностями, которые принимали разное положение касательно революции.
Максим Горький.
Максим Горький всю жизнь мечтал о светлом будущем для своей страны и народа. В самом начале ХХ века он уже был писателем, известным во всём мире. Неудивительно, что знакомства с Горьким искали многие деятели социал-демократической партии. А в момент подготовки к революции началось интенсивное вооружение большевиков. Следовательно нужны были деньги на покупку оружия и снаряжения. Ильич Ленин писал А. Богданову из Женевы 2 ноября 1904 г.: «Вообще денежный вопрос самый отчаянный... Надо приложить все усилия, чтобы достать большой куш». И тут же предложил использовать Горького.
Парвус опередил всех. Он встретился с Горьким в Севастополе, когда писателя пересылали из Олеиза в Арзамас. Парвус предложил Горькому сотрудничество с мюнхенским издательством «Мархлевский и К°». Через год они заключили договор, по которому Парвус как литературный агент обязался распространять его произведения и способствовать постановке новой горьковской пьесы «На дне». Доход должен был распределяться так: 20% Горькому, 60% в партийную кассу и 20% Парвусу. Горький в 1903 году уже регулярно помогал социал-демократам денежными средствами. Тогда же он сблизился с большевиками. Вскоре он и сам принял непосредственное участие в революционных событиях. Вот как он их описывал:
«...Около Александровского рынка поймали вора, толпа немедленно избила его и устроила голосование: какой смертью казнить… утопить или застрелить? Решили утопить и бросили человека в ледяную воду. Но он кое-как выплыл и вылез на берег, тогда один из толпы подошел к нему и застрелил его».
Точнее, это был лишь малый эпизод, который очень сильно сказался на добродушной натуре поэта, но он не отступил от своих идей, однако очень сильно побоялся, что так быстро свершившаяся революция с неокрепшим и не осознавшим себя пролетариатом способна сохранить Россию в целости и сохранности. Он стал проявлять недовольство за действие властей, которые не могли навести порядок и прийти к модернизации. Вскоре Горький покидает России, многие говорят, что из-за болезни легких.
Спустя какое-то время сталинское правительство вновь попыталось вернуть его в Россию. Это был комплекс мер. Писателя ограждали от негативной информации, печатая в единственном экземпляре «Правду», где сообщения о многих процессах, хороших и плохих, замалчивались. Этот напор, идущий сверху и поощряемый Сталиным, получил свое. Горький сначала приехал погостить, а потом вернулся совсем. Вернувшись, пришел в восторг от сталинских задумок и преобразований, даже сравнивал его деятельность с реформами Петра I. Но это был уже совсем другой Горький, который к этому моменту давно пришел к краху собственного духовного величия.
Михаил Афанасьевич Булгаков.
Если мнение Горького было смежным и менялось, то у Булгакого оно оставалось стабильным. Михаил Булгаков встретил революцию, работая врачом в Вязьме. В качестве военного лекаря он прошел Первую мировую и Гражданскую войны. Часто мобилизовывался противоборствующими сторонами, однако он выбрал сторону «белых». А когда белая гвардия проиграла, Булгаков не покинул страну только потому, что заболел тифом. Он поселился в Москве и занялся литературой. По его фельетонам вполне можно судить о жизни в столице той поры, например о НЭПе:
Он был, в общем, благодушный человек, и единственно, что выводило его из себя, — это большевики. О большевиках он не мог говорить спокойно.
(фельетон «Столица в блокноте» из газеты «Накануне», 1922 год)
Большие произведения Булгаков писал в стол. «Багровый остров», «Бег», «Дни Турбиных» — это все книги-протест против большевиков. Даже в гениальнейшей повести «Собачье сердце» есть насмешка над представителями новой власти пролетариата, но даже не это главное. Ключевая идея, мысль, заложенная в сюжете, говорит: не стоит проводить эксперименты над жизнью, когда не можешь предсказать их последствия. Это является аллегорией революции. Интеллигенты профессор Преображенский и доктор Борменталь показаны хищными и кровожадными жрецами, а беззащитный пес — жертвой с кровавым венцом на лбу.
В книге Булгакова профессору удалось увидеть свою ошибку и все исправить. В реальной же жизни великий социальный эксперимент был продолжен. Россия превратилась в Советский Союз. Появился советский народ и новая интеллигенция. И это явно не нравилось Михаилу...
Владимир Владимирович Маяковский.
Сразу признаюсь, Владимир Маяковский это мой, наверное, самый любимый поэт серебряного века. Но я постараюсь без особой симпатии с моей стороны проникнутся в его историю.
Пролетарский поэт Владимир Маяковский революционерам не просто сочувствовал, а сам в юности (в 15 лет) состоял в РСДРП, поддерживал и участвовал в различных акциях, издавал сборники и несколько раз сидел в тюрьме. Написал свыше 150 плакатов. Создал особое объединение авторов «ЛЕФ».
«Ешь ананасы, рябчиков жуй. День твой последний приходит, буржуй», — приветствовал он революцию.
Ещё раньше, когда о Ленине знали только понаслышке, когда тайком читали его книги, Маяковский уже преклонялся перед ним... (но так и не смог с ним встретиться). В начале революции на Невском какая-то женщина в толпе громко кричала, что Ленин продался капиталистам. Тогда Маяковский схватил женщину за руку и крикнул:
— Эта гражданка украла у меня кошелёк! Женщина отбивалась:
— Пустите меня, как вы смеете, вы лжёте!
— Это такая же ложь, как и та, что вы распускаете, — сказал ей Маяковский. — Вы не имеете права говорить так, если ничем не можете доказать свои слова.
И женщина ушла, пылая от стыда.
Да, возможно, его любовь к революции похожа на популистскую, но лично я так не считаю, ибо от этой любви он и погиб. Ведь финальным аккордом в его жизни стала выставка, посвященная Двадцатилетию его творчества. Осип Брик, Сергей Третьяков говорили, что эта вставка была для него всем, но был он в отвратительном состоянии. У него расшатались нервы. Луначарский отметил:
Теперь мне ясно, почему у меня остался неприятный осадок от сегодняшней выставки: виной этому, как ни странно, сам Маяковский. Он был сам не свой, больной, с запавшими глазами, переутомленный, без голоса, потухший. Он был очень внимателен ко мне, показывал, объяснял, но всё через силу. Трудно было представить Маяковского таким безразличным.
Советская власть охладела к Маяковскому, ведь его агитации стали не особо и нужны, а на проделанную работу, на создание выставки, никакой реакции от партии не последовало. Личная драма усугубила его состояние и через два месяца после выставки наш поэт покончил жизнь самоубийством.
Сергей Есенин.
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой».
Примерно так мы представляем Сергея Есенина со школьной поры. Понимаем, что он был поэтом крестьянской души, родины, деревни, красных девушек. До революции всё было именно так, но...
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик».
Да, за довольно короткий срок Есенин преобразился, деревушка стала для него лишь образом, настала новая эпоха. Однако он не стал забывать свой родной край и объединял позицию революции и крестьянскую жизнь. Например, стихотворении «Сорокоуст», рекомендую к прочтению.
Однако не стоит переходить на сторону того, что он был ярым поклонником революции, нет, он просто симпатизировал ей, не выражал особых почестей. Для него это было будто закономерность. Обычный ход истории. В революции Есенин видит новое царство божие. Царство божие — живых. Также после революций у него возникло большое количество стихов с религиозными подтекстами. Его начинают упрекать в славянофильстве и ссылаться на его прошлые тесные связи с царской семьей.
В становлении послереволюционной России поэт писал, что он скучал по прежнему укладу, он не находил себе места и мечтал вернуть прежнюю Россию.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Ну-с, на этом всё, мои друзья...
Благодарю вас за проявленный интерес к данной статье! Комментарии, лайки, подписка на канал приветствуются. Вас ожидает много интересного!