Найти тему
Т-34

Никакие «тигры», «пантеры» и Фердинанды не могли устоять перед тридцатьчетверкой Владимира Котелевского. Зрелость танкиста

Член экипажа у танка Т-34 «Маршал Чойбалсан» из состава танковой колонны «Революционная Монголия». Танковая колонна «Революционная Монголия» была построена на средства, собранные жителями Монгольской Народной республики. Танки колонны (32 Т-34 и 21 Т-70) 12 января 1943 г. вошли в состав 112-й Краснознаменной танковой бригады (будущей 44-й гвардейской танковой бригады). 1943 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Член экипажа у танка Т-34 «Маршал Чойбалсан» из состава танковой колонны «Революционная Монголия». Танковая колонна «Революционная Монголия» была построена на средства, собранные жителями Монгольской Народной республики. Танки колонны (32 Т-34 и 21 Т-70) 12 января 1943 г. вошли в состав 112-й Краснознаменной танковой бригады (будущей 44-й гвардейской танковой бригады). 1943 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Родина его — Орджоникидзевский край. Там, на хуторе Старо-Дворцовском, Невинского района, прошло детство и юность Владимира Котелевского. Он полюбил просторы своей богатой, колхозной земли и по душе выбрал себе профессию — тракториста. Пшеничным золотом мечтал он завалить колхозные амбары. Стране нужен был хлеб, много хлеба. И молодой тракторист, в совершенстве изучив машину, отдал всего себя любимому труду. Он стал знатным бригадиром тракторной бригады, деревенский парень, мирный советский человек.

Тракторист-стахановец. 1937 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Тракторист-стахановец. 1937 г. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Но грянула война, немцы разбойной ордой кинулись на родную землю, опустошая ее, кованными сапожищами примяли тяжелый, золотой пшеничный колос, огнем и железом пошли по городам и селам, чтобы сделать советского человека рабом.

И Владимир Котелевский, по зову разгневанной души, сменил трактор на танк. Он перестал быть пахарем. Он стал воином, защитником своей земли, своего народа, мстителем за поруганные поля, за пожарища, за безвинную кровь.

Родина дала Владимиру могучую, бронированную, быстроходную и подвижную тридцатьчетверку. Он изучил ее, как когда-то изучал трактор, и уверенно повел тридцатьчетверку в бой...

Описание подвига из наградного листа на механика-водителя танка Т-34 1-го танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса, гвардии старшины Котелевского (в наградном — Катилевского) Владимира Ивановича с представлением к награде орденом Красной Звезды (награжден орденом Славы III степени). Дата подвига: 21.03.1944 г. Источник: pamyat-naroda.ru.
Описание подвига из наградного листа на механика-водителя танка Т-34 1-го танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса, гвардии старшины Котелевского (в наградном — Катилевского) Владимира Ивановича с представлением к награде орденом Красной Звезды (награжден орденом Славы III степени). Дата подвига: 21.03.1944 г. Источник: pamyat-naroda.ru.

С тех пор прошло три года. Гвардейцем стал старшина Владимир Котелевский. Ордена Красной Звезды и Славы третьей степени украсили его грудь, как знаки доблести и отваги, воинской зрелости и танкистского мастерства. В горы битого и горелого железа превратил он немало немецких танков, пушек, минометов, бронетранспортеров. Под стремительными стальными гусеницами его тридцатьчетверки нашли свой бесславный конец сотни незадачливых «завоевателей» земли русской.

Описание подвига из наградного листа на механика-водителя танка Т-34 1-го танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса, гвардии старшины Котелевского (в наградном — Котилевского) Владимира Ивановича с представлением к награде орденом Красной Звезды. Даты подвига: 21.03.1944-08.05.1944. Источник: pamyat-naroda.ru.
Описание подвига из наградного листа на механика-водителя танка Т-34 1-го танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса, гвардии старшины Котелевского (в наградном — Котилевского) Владимира Ивановича с представлением к награде орденом Красной Звезды. Даты подвига: 21.03.1944-08.05.1944. Источник: pamyat-naroda.ru.

Грозная машина Котелевского не раз наносила богатырские, сокрушительные удары по немецкой обороне и, протаранив ее, вырывалась на коммуникации врага, отрезав немцам пути отхода, громя их технику и живую силу. Никакие «тигры», «пантеры» и Фердинанды не могли устоять перед тридцатьчетверкой. Трещала, лопалась и горела как бумага, «тигровая» шкура от бронебойных советских снарядов, сотнями гибли фрицы под гусеницами. На-днях, в жестокой схватке за плацдарм на левом берегу большой реки, экипаж танка Владимира Котелевского увеличил свой боевой счет, подбив еще одного «тигра» и одну самоходку.

Описание подвига из наградного листа на механика-водителя танка Т-34 1-го танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса, гвардии старшины Котелевского (в наградном — Катилевского) Владимира Ивановича с представлением к званию Герой Советского Союза (награжден орденом Отечественной войны II степени). Даты подвига: 17.07.1944, 23.07.1944. Источник: pamyat-naroda.ru.
Описание подвига из наградного листа на механика-водителя танка Т-34 1-го танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса, гвардии старшины Котелевского (в наградном — Катилевского) Владимира Ивановича с представлением к званию Герой Советского Союза (награжден орденом Отечественной войны II степени). Даты подвига: 17.07.1944, 23.07.1944. Источник: pamyat-naroda.ru.

Малые и большие реки не могли остановить танк Владимира Котелевского. Он всегда первым форсировал водные рубежи и учил других танкистов-водителей, как это делать.

— Закрой бортовые и кормовые жалюзи, протри хорошенько триплексы, закрой люк и замажь щели, — говорил он. — Машину ставь под прямым углом к течению и — никакая река тебе нестрашна. Переплывешь, как на броненосце... Только по сторонам не зевай, с ориентиров не сбивайся, смело веди танк, как по сухому месту.

Переправа через реку Днестр танков Т-34-85 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии. 1944 г. Автор: Аркадий Ходов. Источник: waralbum.ru. Колоризация: Klimbim. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Переправа через реку Днестр танков Т-34-85 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии. 1944 г. Автор: Аркадий Ходов. Источник: waralbum.ru. Колоризация: Klimbim. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Свыше тысячи семисот километров, с боями прошла грозная машина Котелевского без аварий и серьезных поломок. Водитель ее стал настоящим виртуозом, подлинным мастером своего дела. Он научился беречь танк в бою, применяться к местности, смелым маневрированием избегать вражеских снарядов, мин, авиабомб, научился бороться с пожарами, исправлять поломки на ходу, прямо на поле боя.

— Главное — надо любить свою тридцатьчетверку, не жалеть времени на уход за ней, строго соблюдать уставные правила и инструкции парковой службы, — говорит прославленный механик-водитель. — В бою будь хладнокровен, применяйся к местности, зорко следи за всем, на лету выполняй приказания командира экипажа, — и ты всегда победишь.

В. СМИРНОВ (1944)

Автор: Смирнов Василий Александрович — русский советский писатель и журналист. Участник Великой Отечественной войны (военный корреспондент). В 1954—1959 годах — секретарь правления Союза писателей СССР. В 1960—1965 годах — главный редактор журнала «Дружба народов». В советское время книги В. А. Смирнова многократно издавались массовыми тиражами большинством столичных издательств, а также издательствами Ярославля, Иванова, Тулы, Грозного, Праги, Братиславы, Будапешта, Бухареста, Софии, Варшавы и Познани.