⠀
Нейропсихология - это наука о том, как связаны функции (мышление, внимание, память, восприятие, чтение, письмо, счёт) и мозг. В каком отделе мозга находятся те или иные функции и как они контролируются, что происходит с функциями, если конкретная часть мозга не работает. ⠀
Основатель этой науки - наш русский учёный Александр Романович Лурия. Во время войны у него была возможность помочь в реабилитации солдатам с ранением в область головного мозга. Он со своей командой изучал нарушения и помогал восстанавливать утерянные функции. ⠀
⠀
Далеко не секрет, что возможности нашего мозга велики. В результате поражения мозга, например, инсульта повреждаются разные структуры и человек может лишиться способности говорить. Проведение специальных реабилитационных мероприятий, основанных на достижениях в области нейропсихологии, способствуют восстановлению этой функции практически полностью. Это всего лишь один пример. ⠀
⠀
А.Р. Лурия создал метод, который назвал "структурно-функциональная модель работы мозга". В рамках этой модели он выделил 3 блока мозга, каждый из которых отвечает за определенные функции. Все три блока будут рассмотрены отдельными постами.⠀
⠀
Почему важно знать основы, если вы хоть какое-то отношение имеете к детям?⠀
⠀
В процессе обучения и воспитания вы контролируете, корректируете, развиваете, и все эти процессы вы совершаете непосредственно с мозгом ребенка. Если вы не владеете информацией, не учитываете особенности каждого ребенка, а также особенности работы мозга в разные возрастные периоды, то все воздействия на ребенка, все попытки его "развить", научить читать в 3 года и прочие ошибки, могут привести к ухудшению ситуации, особенно это касается детей с различными задержками в развитии. ⠀
⠀
Также стоит понимать, что любая задержка в темпе развития - это задержка психического развития, известная как ЗПР (это педагогический диагноз, который отражает то, что у данного ребенка такие функции, как память, мышление, речь, восприятие, внимание развиваются с задержкой).
Если ребенок начал держать голову, ползать, стоят, ходить и т.д. позже положенных сроков, то и говорить он начнет с опозданием, ему будут тяжелее даваться некоторые мыслительные операции. Самоконтроль и эмоциональная зрелость будут формироваться значительно позже, что может привести к стойкой школьной неуспешности. Это не прямое следствие. Это прогнозы. Чем раньше вы обратите на эти показатели внимание, тем легче вам и ребенку будет потом.
Про первый блок мозга и диагностику читайте тут.
Про второй блок мозга и диагностику читайте тут.
Про третий блок мозга и диагностику читайте тут.