Найти тему

Забытый способ постройки гоночного мотора из СССР. Часть 3. О шатунах.

Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!

Меня зовут Николай Остапцов. Я инженер-механик. Мне 55 лет, из которых 37 связан с автомобилями. В молодости заработал 1 разряд по автоспорту.

Более 23 лет занимался самостоятельным авторемонтом, кузовными работами и покраской.

------- Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал

Итак, мы поговорили о поршнях, но я ничего не сказал ни о втором компрессионном, ни о маслосъёмных кольцах.

Как известно, существуют чугунные лужёные и стальные наборные (пакет колец). Стали распространены и стальные витые компрессионные кольца тарельчатой формы, изготавливаемые из калиброванной ленты.

Витые кольца не ставят в качестве верхнего компрессионного кольца, т.к. они перегреваются и теряют упругость. А вот как второе - ТО, ЧТО НАДО! Меэжду отдельными тонкими пластинками образуются канавки, в которых накапливается масло, обеспечивая надёжную смазку и уплотнение.

Маслосъёмные кольца так же лучше использовать стальные наборные: они имеют несколько меньшую площадь контакта (меньше потери на трение), и кроме того - набор стальных колец имеет меньшую массу, чем одно чугунное.

К тому же, чугунные кольца чаще ломаются...

Следующий "герой" моего рассказа -

Шатун. В нашем движке его придётся серьёзно переделать:

Поршень, ф 92 мм (не путаем знак "диаметр" с буквой Ф) рассчитан на палец ф 25 мм (вместо 22 мм на "Москвичёвском"). Кроме того, у этих поршней сильно отличается расстояние от оси бобышек до верхней части днища поршня.

Поэтому, придётся растачивать верхнюю часть головки шатуна не соосно прежнему отверстию, а "ниже" на 1,5 мм. После расточки под размер 26,27+0,02 мм в отверстие запресуем разрезную втулку под поршневой палец ГАЗ-24.

Стоит отметить, что не все стандартные шатуны годятся для данной переделки. После расточки, под втулкой должно оставаться не менее 2,5 - 3 мм "чугуния".

Учитывая смещение нижней части расточенного отверстия на 3 мм вниз,исходная толщина должна быть не менее 5,5 - 6 мм.

После доработки шатун обработать на на наждачном камне, чтобы уменьшить массу, а затем отполировать на войлочном круге, используя полировочную пасту.

Облегченные и полированные шатуны... Залюбуешься!  Фото  DRIVE2
Облегченные и полированные шатуны... Залюбуешься! Фото DRIVE2

Окончательно обработанные шатуны не должны отличаться друг от друга больше, чем на 1 - 2 грамма. Облегчённый и полированный шатун легче стандартного на 100 - 120 грамм.

Если кто-то решил построить гоночный двигатель на основе ВАЗовского, то придётся учесть такую особенность: в Жигулёвском шатуне палец сидит неподвижно. Такая конструкция не даёт возможности произвести узла поршень-палец-шатун, так как при распрессовке ломается поршень.

Сборка этого узла производится с предварительным нагревом шатуна до 240 градусов С в термопечи и требует определённой сноровки, потому что шатун быстро остывает, а в остывшем шатуне изменить положение пальца не получится.

Если термопечи нет, можно попробовать нагреть верхнюю часть шатуна до появления первых цветов побежалости, но не сильнее, так как нагретый до свечения шатун может деформироваться при сборке.

----------------

Если хотите быть в курсе самых свежих новостей, узнавать о решении проблем при ремонте или «тайнах вождения» – подписывайтесь, не пожалеете!