В материале речь пойдет о статистике поставок чехословацких (позднее чешских) троллейбусов до 1995 года включительно.
Для Армении в Чехии было изготовлено 497 троллейбусов моделей 9Тr, 9ТrН и 14 Тr. Они поступили в Ереван (448 машин) и Ленинакан (ныне Гюмри) (49 машин). В Азербайджан было поставлено 574 троллейбуса 9Тr, 9ТrН и 14 Тr и вновь только в два города: Баку (574) и Кировобад (63). В Эстонии «чехи» поступали только в Таллин, в город поступило 334 троллейбуса 9Тr, 9ТrН, 14 Тr и 15Tr. Однако в Грузии чешские троллейбусы работали во многих городах: Тбилиси (526), Кутаиси (123), Рустави (31), Чиатура (25), Гори (25), Сухуми (20), Батуми (18), Самтредия (2), Махарадзе (2) и Зугдиди (1). Помимо моделей 9Тr, 9ТrН и 14 Тr в Тбилиси работало также 20 «Шкод-8Тr». В Литву до 1995 года поступило 839 троллейбусов, соответственно в Вильнюс 517 и Каунас 322, в Вильнюсе также было 15 машин модели «Шкода-8Tr». В латвийскую Ригу до 1995 года пришло 837 троллейбусов, включая 25 «Шкод-8Tr».
Любопытно, что в Российскую Федерацию не было поставлено ни одного чешского троллейбуса! Напротив, на Украину до 1995 года продано 4179 троллейбусов! Еще до 1961 года было поставлено 20 «Шкод-8Tr» в Киев, 6 – в Днепропетровск и 74 в Симферополь. Всего же в Киев поступило 1631 чешских троллейбусов, в Днепропетровск – 91 и Симферополь – 807. Но чешские троллейбусы также поступали в Черновцы (284), Севастополь (71), Мариуполь (238), Макеевку (20), Львов (334), Лисичанск (32), Харьков (96), Донецк (35), Коммунарск (10), Ворошиловград (ныне Луганск) (180), Горловку (70), Луцк (20), Тернополь (115), Ровно (114) и Ивано-Франковск (31). Помимо новых, на Украину также поступило много подержанных чешских троллейбусов, например из г. Остравы в Ровно были переданы машины 9TrHT №№ 3096, 3099, 3101, 3108, 3111, 3116 и 3117. Тернополем в Остраве были закуплены машины 9TrHT26 № 3090 и 9TrHT28 № 3120. До 1995 года были закуплены чешские троллейбусы и Узбекистаном, в Ташкент поступило 115 «Шкод-14Tr».
В России чешские троллейбусы появились позднее: как "Шкоды-14ТrМ", изготовленные в Вологде, так и в виде подержанной техники из Восточной Европы - в Ростове-на-Дону. Кроме того после перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации, чехословацкие машины тоже оказались в России, на балансе "Крымтроллейбус" на тот момент были не только "Шкоды-14Тr", но даже старенькие "девятки".
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет" и из коллекции автора. Использована информация И. Вобецкого (Чехия).
Другие материалы канала по теме транспорта:
Перспективы калининградского трамвая
Пойдет ли в массы троллейбус от Камаза?