Найти тему
Субъективный путеводитель

"Игорь Фархутдинов", можно просто "Фарх". Как выглядит транспорт на Курилы?

Игорь Фархутдинов - человек и пароход. Если точнее - бывший губернатор Сахалина, при котором на остров пришла Большая Нефтедобыча. В 2003 году он погиб в крушении вертолёта по пути с Камчатки в Северо-Курильск. Память о нём увековечили красиво и по-настоящему доходчиво - назвали в его честь пассажирский теплоход, что ходит из Корсакова на Южные Курилы.

На сибирских реках осталось немало пассажирских теплоходов, но речные суда рядом с морскими смотрятся примерно как домашние собаки рядом с волками. Герой нашего сегодняшнего поста не радует глаз эстетикой, но зато в нём видна совсем другая сила. Длина его корпуса 90 метров, ширина 17,6 метров, высота бортов - почти 11 метров, осадка - более 5 метров, а водоизмещение - 4575 тонн. Средняя скорость 14 узлов (26 км/ч), автономность плавания - до 2000 миль (3600км).  К тому же это грузопассажирское судно: вон те иллюминаторы с потёками - окна кают, и как видите, на них приходится дай бог половина длины теплохода.

-2

Для сахалинцев "Фарх", для курильчан "Фарик", он был построен в 1991 году как "Нева" на Судоверфи имени Парижской Коммуны в польской Гдыне. Надо заметить, СССР часто заказывал суда у соседей, а Гдыньские верфи, в отличие от Гданьских, исправно пережили крах социализма и евроинтеграцию. "Нева" стала последним из 6 судов типа "Анна Ахматова", и большинство из них ещё в строю. О судьбе теплохода в первые годы интернету почему-то не известно почти ничего, даже портов его приписки - такое ощущение, что получив судно уже после распада СССР, Россия поначалу просто не могла найти ему применение. Достоверно лишь то, что в 1996 году "Нева" стала "Адмиралом Лазаревым", а в 2003 на Сахалин он отправился из Новороссийска. В тот же год погиб губернатор, и на острове уже знали, как назвать новичка дальневосточной навигации.

Первые несколько рейсов он сделал в Японию, но основное назначение "Фарха" было ясно с самого начала: судном владеет компания с говорящим названием "Сахалин - Курилы". Его порт приписки - Холмск, там же прописана и контора, несмотря на общий порт никак не связанная Сахалинским пароходством (SASCO). Это хорошо: уровенем сервиса для пассажиров они отличаются примерно как "Эйр Эмираты" от "Победы" - к счастью для нас, в пользу владельцев "Фарха":

-3

При всей своей удалённости, Южные Курилы не труднодоступны. "Фарх" отправляется из Корсакова дважды в неделю, и в 3-4-дневном рейсе обходит три острова - Кунашир (порт Южно-Курильск), Итуруп (порт Курильск) и Шикотан (порт Малокурильское). Причём его маршрут меняется через раз: Кунашир он всегда посещает вторым, а вот Шикотан и Итуруп по очереди меняются первым и последним местом. Зимой, в период частых штормов и ледовых пленов, "Фарик" курсирует фактически без расписания, порой вообще не заходя на какой-то из островов (что для жителей чревато перебоями в снабжении).

Однако летом по степени пунктуальности "Фархутдинов" не отличается от обычного пассажирского самолёта на крупных авиалиниях. Причём расписание его составлено так, чтобы его не мог сбить единичный шторм: на Кунашир "Фарх" обычно приходит ночью и до утра стоит на рейде. Зато опоздав на Итуруп на 10 часов после мощного тайфуна, двух других островов он достиг уже строго по графику.

-4

В Южно-Сахалинске у пароходства есть касса на Коммунистическом проспекте, столь зачуханная, что по указанному адресу (почти напротив могилы настоящего Фархутдинова, кстати) мы её нашли не с первой попытки. Ещё билеты продают на морвокзале в Корсакове. Но на кассы полагаться вам стоит только если вы не вполне уверены, надо ли вам на Курилы - пассажировместимость "Фарха" всего 150 человек, и билеты на него по крайней мере летом разбирают за месяц.

Однако на "Фархутдинове" есть такая роскошь для застрявших глубоко в ХХ веке водных линий, как онлайн-продажа билетов! Причём, за неимением у "Сахалина-Курил" официального сайта, делается она через сайт rfbus.ru. Там есть наценка рублей 200, но поверьте, она оправдывает себя. Главное не забыть распечатать бланк - просто по паспорту, как в аэропорту, здесь на борт не пустят.

На кадре выше - Южный порт в Корсакове с памятником крейсеру "Новик" у проходной. Полосатое здание - контора порта, а пристройка к нему под четырёхскатной крышей - это и есть морвокзал, вернее Пассажирский павильон Морского порта. В крошечном зале ожидания тесно и шумно, но провести вам здесь придётся, скорее всего, хотя бы пару часов. Народ тут собирается разный - военные, гастрбайтеры (русские в основном), туристы и так уж и быть, немного самих курильчан с семьями. Дверь с синей табличкой за кассой - это и есть гейт, за которым, как в аэропорту, первый раз проверяют билеты и гоняют багаж через сканеры. Первыми на посадку идут семьи с детьми и женщины, а пускают народ небольшим партиями.

С Сахалина на Курилы билет в самую дешёвую каюту стоил (на момент поездка автора) около 3500 рублей , между Курильскими островами - около 1500. Но фактически к каждому билету надо добавлять ещё почти 500 рублей различных сборов. Первый - за услуги порта: расхаживать под причальными кранами вам не дадут. От морвокзала до трапа народ возит автобус, который представляется мне самым дорогим общественным транспортом мира: по рублю или хотя бы пол-рубля за метр! То есть около 150 рублей на каждой посадке и высадке, за исключением Шикотана. Второй сбор уже на борту, и от него можно отделаться в ущерб комфорту: как и в поезде, на "Фархе" платное (180 рублей) постельное бельё.

По хлипкому трапу народ поднимается строго по трое, а наверху уже ждут симпатичные, как в самолёте, бортпроводницы, повторно проверяющие паспорта и билеты. В среднем стоянка судна длится около 4 часов: сначала высадка пассажиров, затем разгрузка, погрузка и лишь в самом конце - посадка. Тех, у кого билет дальше, на берег не выпускают нигде, кроме Шикотана - говорят, пару лет назад на Итурупе от судна отстала большая группа туристов, и ушедшему не слишком далеко "Фарху" пришлось возвращаться за ними. В целом же опаздывать на "Фарх" !КРАЙНЕ! не рекомендуется - подсесть неофициально возможности нет никакой, а из-за напряжёнки с билетами застрять можно и на месяц.

Так что остаётся транзитнику лишь наблюдать с палубы за портовыми работами. "Фарх" очень красиво убирает трап, а швартовка, когда кажется, будто бы человечек в жилете водит за верёвочку всю эту махину, неизменно радует глаз.

С палубы пассажиры попадают к администраторской, похожей на гостиничный рецепшен. Во время высадки здесь не протолкнуться, а во время посадки надо, входя, громко называть номер каюты - и бортпроводница объяснит вам путь. В администраторской вывешено время прибытия в следующий порт и продаются магнитики; напротив - стенды с картой пути, устройством теплохода, ценниками за проезд и услуги. Здесь же - стена памяти Игоря Фархутдинова.

Длинные коридоры, крутые лестницы, поручни на случай качки и неповторимый запах большого судна:

А "Фарх" - он реально большой, и с непривычки на его палубах легко заблудиться. Есть тут и несколько общественных мест - например, не пользующиеся успехом кинозал и библиотека слева от администраторской:

Или столовая от неё справа:

-13

Кормят тут довольно дорого. Я заказал гребешка в горчичном соусе и уху по-курильски (из палтуса), и гребешок был ужасен (кажется, его просто долго размачивали для большего объёма), уха - вполне сносной, кроме лежалой, почти что гнилой, картошки.

Ещё есть кафе на другом конце пассажирской части судна, по совместительству выполняющая роль лавки тортиков для островитян. Обратите внимание на надпись "Кипятка нет!" - смысл её, конечно, "пассажирам кипяток не наливаем!". Но пассажиры питаются в основном куксой (сахалинский синоним бич-пакета) и чаем из пакетика, а потому команда этот запрет спокойно нарушает. Проблема кипятка на теплоходе периодически поднимаются на Курилах даже на районном уровне.

-15

На двух пассажирских палубах из трёх есть ещё и санузлы, радующие чистотой и бесперебойным наличием горячей воды. Я тут даже душ принимал без проблем:

Обратите внимание на висящие всюду стенные ручки - за них надо хвататься во время качки:

Но главные общественные пространства пассажирского судна - конечно же, палубы! Их у "Фарика" целых 8, из которых пассажирские лишь 3-я, 4-я и 5-я. А на шестую палубу, где ходит лишь команда, я кое-как сумел засунуть фотоаппарат на вытянутой руке:

Основная открытая палуба "Фархутдинова" - пятая. Пассажирам на ней доступны лишь маленькие площадки с обеих бортов, по разные стороны грандиозной лебёдки спасательных шлюпок, и конечно же, на этих площадках особенно активны туристы:

Но в основном даже 5-я палуба - грузовая. Что удивительно, тарифы тут на уровне пассажирских - лишь грузовой автомобиль и гружёный 5-тонный контейнер стоят чуть дороже каюты-люкса (8-9 тыс. рублей), а порожний 3-тонный контейнер выходит дешевле места в каюте низшей категории. Всё это виднеется на корме, под стрелой грузового крана:

На четвёртой палубе, у сложенных трапов - курилки:

-21

А с них шахта ведёт куда-то в нутро теплохода:

Самым же впечатляющим на "Фархе" для меня оказались каюты. По речным теплоходам 1950-х годов я помнил, что они могут быть теснее вагонного купе. Но здесь каюты такие, что в них можно хоть танцевать! Причём самая просторная - именно каюта низшей третьей категории, где есть место и столу, и вешалкам, и шкафу со спасжилетами. На стенах - розетки, над кроватями - лампочки (работают не все), а на радиоприёмнике можно выключить музыку, но судовые объявления всё равно будут звучать:

В таких каютах мы успели обжиться, проведя суммарно трое или четверо суток. Причём дважды - в одной и той же каюте, запечатлённой на этих двух кадрах. И в умеренную качку тяжело и противно ходить, стоять, сидеть, но очень приятно лежать - огромный добрый теплоход тебя словно баюкает...

-24

Каюты второй категории (5000 рублей с Сахалина, по 2000 между Курил) чуть-чуть теснее:

Но зато с удобствами:

-26

Каюты первой категории (6500 с Сахалина, 2500 между Курил) почти не отличаются от приличных гостиничных номеров. Ещё есть люксы (8500 с Сахалина, 3500 между Курил) из нескольких комнат, и я даже разок сумел в такой зайти, но тогда у нас были сломаны оба фотоаппарата. Обратите внимание, что две нижние категории кают - с иллюминаторами, а высшие - с окнами: они на 5-й палубе, где даже общих удобств нет за ненадобностью. Но как я понимаю, стекло не открывается ни там, ни там, и чтобы любоваться морем и берегом - пожалуйте на воздух.

...Альтернативный "Фарху" путь на Курилы - самолёт. Но зачем он вообще нужен и почему люди им пользуются - для меня загадка. Для местных хотя бы цены сопоставимы (4500 рублей за билет), гостям же перелёт обойдётся примерно в 25 000 в одну сторону. Самолёт, в теории, даёт выигрыш во времени, вот на практике только погода на Курилах нелётная чаще, чем лётная, и ждать вылета можно неделями. Наконец, аэропорты есть только на Итурупе и Кунашире, в то время как с Шикотана на "Фархе" можно уйти напрямик.

-28

Напоследок - вид из курилки на правильный конус вулкана Атсонопури (1205м) в безлюдной южной части Итурупа: