Игорь Захаров
На краю этого полигона находилось несколько пастушьих мазанок, которые назывались на карте «Казахстан», и, ввиду отсутствия поблизости других н.п., полигон так и назвали. Но прикол был в том, что, при бомбометании по ВТ (вынесенной точке), этой самой ВТ были обозначены эти самые мазанки!
Каждый год, весной, примерно в апреле, штурманА, которые пришли в полк после окончания Челябинского штурманского училища, подходили к упражнению «Бомбометание по вынесенной точке». Каждый год, весной, когда молодой экипаж улетал на это задание, все напряженно ждали его возвращения. И, если летчик вылезал из кабины растерянным, а штурман — виноватым, все становилось ясно — штурман не включил выключатель «ВТ», а летчик не проконтролировал его действия.
То есть, куда штурман целился, туда и бомбы бросал. А целился он по ВТ, которой были эти сакли. И, если ВТ не включен, то и бомбы летели на аксакалов, прямо в казан с бешбармаком. И нас, и аксакалов спасало то, что бомбы были «практические» — П-50-75.
Каждый год, весной, примерно в апреле, вскоре после посадки «снайперского» экипажа на свой аэродром, на горизонте появлялось облачко пыли, которое через час превращалось в бойко трусящего по пустыне ишака. На нём скакал аксакал в засаленном ватном чапане, а в руках аксакала — большой осколок от АБ.
Я подозреваю, что осколок этот был «дежурным» и передавался пастухами от поколения к поколению. Как только в полк приезжали молодые штурмана, аксакалы его торжественно доставали из хурджуна, любовно протирали, и слушали небо — ждали очередного штурмана в гости.
Они как-то узнавали о выпуске в ЧВВАКУШе.
Поэтому в полку, завидев на горизонте облачко пыли, сразу доставали дежурную канистру в 20 литров, наполненную спиртом и с ее помощью старательно заворачивали аксакала обратно в «Казахстан».
До следующего выпуска в ЧВВАКУШ.
На разведку погоды мы летали "по окуркам". О пользе курения.
Прибегает ко мне домой посыльный.
— Товарищ гвардии майор, Вам завтра в первую смену лететь на разведку погоды с первой АЭ.
— Хорошо!
Приезжаю утром на полёты. А карту разведки погоды мы никогда не брали у диспетчера, так как в своем районе уже «по окуркам» везде летали. Ну и я в этот раз не взял ее.
Выруливаем на полосу, Витя Бойко и говорит, глядя на высокие облака :
— Да-а, как же нам облака замерить — то?
— Да как — деловито отвечаю — сейчас придем в первую зону, форсажи включим, тысячах на шести, поди, достанем!
Витя посмотрел на меня как-то странно и я засомневался в благополучном исходе этого полета.
Взлетели, я кнопку РСБН, неуверенно, — тык на первую зону, а Витя говорит — нет, давай на круг. Включил на круг, а сам не понимаю, что происходит.
Витя и говорит великодушно — ну давай карту, покажу, куда летим.
А карты — то нет! Я вправо глянул — хоть бы бортовая карта лежала в боковом кармане! Есть!
Правда, двадцатка, как обычно, но и это — спасение!
Витя ткнул пальцем в геоточку где-то далеко в пустыне и говорит:
— Ну, а теперь доставай штурманскую линейку, сейчас посчитаем курс, время, расстояние!
А кто из летчиков когда брал этот инструмент в кабину? Да и не каждый штурман её берёт тоже! Расчёты делаются заранее, на земле. А потом заносятся в «мульки», «мандрички» и т. п. Но чтобы уважающий себя штурман считал в воздухе по линейке!
Нет линейки, хоть убейся, а самолет летит, отвернули приблизительно в северную часть небесной сферы, и летим себе, никого не трогаем.
Хорошо, что комполка оказался, как и положено ему, по званию — умнее, а по должности — находчивее своего подчиненного.
— Давай, говорит, коробок спичек, им и измерим!
Тут я собрался с духом, и, вложив в голос столько вины, сколько мог, ответил честно:
— Товарищ командир, я — НЕ КУРЮ!
Немая сцена! Витя, наверное, уже хотел катапультнуться из этого кошмара, но вовремя вспомнил, что первым-то уйдёт моё кресло!
— Ну давай хоть что-нибудь!!!
Осматриваю все предметы, находящиеся в кабине, с целью приспособить их для нужд СВЖ. На глаза попадается НПЛ. Верчу его в руках, а у того шарнирчики поворота крышки — по одному сантиметру! Я этими шарнирчиками по карте быстренько бросил, снял траверз с Талдыка, глянул путевую, включил секундомер и бодренько так докладываю:
— Через тридцать семь минут будем над целью!
— Ну-ну — усмехнулся Бойко.
Выплыли нормально.