Найти в Дзене

Жорж Столбунский едет на берега Амура. День 5-ый.

Уральский.

Утро встретило Жоржа ранним восходом солнца и хорошим настроением. Что-то толкнуло нашего спящего героя изнутри в том самый момент, когда край солнечного диска, показавшийся из-за горизонта, стал наливаться апельсиновой желтизной. Почему-то оказалось, что Столбунский едет не на своей боковушечке возле окна, а на втором ярусе купейных лавок, обнимая надёжно скроенный стан крепко спящей гражданки. Выпитый вчера коньяк приятно подтормаживал мысли, и Жорж не сразу вспомнил, кто это мирно посапывает перед ним.

Жорж, минуя разбросанные в различных фазах сна торчащие в проходах конечности пассажиров, в приподнятом настроении вышел в тамбур покурить. Там, не торопясь потягивая сигарету своего «Магната» натощак, путешественник вслушивался в звуки перестука колёс. И понял почему-то Жорж обречённо, что звуки эти другие, не так поют колёса на родине! Не так свободно и задиристо, что ли. Когда едешь по гомельщине, колёса родных электричек и поездов говорят сурово и чуть печально «тук-тук-с, тук-тук-с», с некоторым даже сепсисом в чугунном звучании – ритмично и уныло. А тут, недалеко от Уральского хребта, колёса выбивали какой-то сбивчивый фокстрот, выбиваясь из ритма и обязательных перестуков на стыках – вели себя весело, непринужденно и необязательно. Это наблюдение несколько озадачило Жоржа, впрочем, он не стал придавать значения своему экспресс-анализу звуковых ощущений – выбросил в щели тамбура рачительно докуренную до середины фильтра сигарету и стал аккуратно пробираться на своё место, чтобы успеть насладиться открытием Уфы.

Но вернёмся на секунду к самой дороге, оставив Жоржа в предвкушении знакомства со столицей Башкоторстана.

Транссибирская магистраль, как некая черта, отделяющая на востоке России условно пригодные для осёдлой жизни земли от безусловно подходящих по приказу или призыву, пролегла по южной оконечности нашей необъятной Родины.

Жорж ехал через Харьков по её южной ветке, которая только в Омске совпадала с Северным ходом.

А надо сказать, что в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали тоже была заметна рука земляков Жоржа. Некто Е.Богданович последовательно бомбардировал начальство своим проектом проведения путей от Москвы до самых окраин и, к чести его настойчивости и профессионализма, к концу XIX века руками тогдашнего министра путей сообщения Посьеты, которого Богданович, видимо, взял измором, дорога получила путевку в жизнь. Тогда дорогу собирались закончить в Омске.

Строительные работы были начаты весной 1886 г., а в сентябре 1886 г. путь на Уфу был открыт. Руководил работами известный инженер К. Михайловский. Дорога строилась не мгновенно – нужно понимать, что для страны, пусть и такой богатой, как Россия конца XIX века, к тому же ведущей перманентные военные действия, новый инфраструктурный проект был почти на пределе возможностей.

К слову, в России с 1991 года не случалось ничего подобного ни по масштабу ни по высоте полёта стратегической мысли. Ведь дорога по сути и создала страну, связав разнородные удаленные территории каналом переброски грузов, войск, почты, путями, по которым перемещалась культура вместе с её носителями, технологии и образ жизни.

По сути дела можно сказать и так – Россия тех лет – это Транссиб плюс царская власть. В отличие от Европы, которая последних двести лет развивается вовнутрь из-за случившегося тотального освоения территорий и ресурсов своей земли, восточные славяне, выражаясь словами Гумилева, еще продолжали двигаться вовне, рассеивая энергию пассионарного толчка на огромные территории.

Занимательная информация с сайта transsib.ru:

Последовательность сооружения Великого Сибирского Пути:

-2

19 мая (31 мая по н.ст.) 1891 года в 10 часов утра в районе Куперовской Пади города Владивостока был проведена церемония торжественной закладки дороги и совершен молебен по этому случаю, с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II).

-3

Линия Миасс - Челябинск. 97 верст (103 км). Маршрут: Миасс - Челябинск. Начало работ - 20 февраля (4 марта) 1891 г. Открытие рабочего движения - 1892 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - сентябрь 1892 г.
Начальник строительства:
Михайловский К.Я.

-4

Западно-Сибирская линия. 1328 верст (1417 км). [Карта] Маршрут: Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск - река Обь. Начало работ - 7 (19) июля 1892 г. Открытие рабочего движения - 15 (27) октября 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения -1 (13) октября 1896 г.
Начальник строительства:
Михайловский К.Я.

-5

Уральская соединительная ветвь. 225 верст (240 км). [Карта] Маршрут: Екатеринбург -Челябинск. Начало работ - лето 1894 г. Открытие рабочего движения - 1 (13) декабря 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 10 (22) ноября 1896 г.
Начальник строительства:
Михайловский К.Я.

-6

Уссурийская линия. 717 верст (765 км). [Карта] Маршрут: Владивосток - Никольск-Уссурийский - Графская - Хабаровск. Начало работ - апрель 1891 г. Открытие рабочего движения - 15 (27) октября 1897 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) ноября 1897 г.
Начальники строительства:
Урсати А.И., с 1892 - Вяземский О.П.

-7

Средне-Сибирская линия. 1715 верст (1830 км). [Карта] Маршрут: река Обь - Ачинск -Красноярск - Зима - Иркутск. Начало работ - май 1893 г. Открытие рабочего движения - 16 (28) августа 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1899 г.
Начальник строительства:
Меженинов Н.П.

-8

Байкальская ветвь. 64 версты (68 км). Маршрут: Иркутск - Байкал. Начало работ - 1 (13) сентября 1896 г. Открытие рабочего движения - 21 октября (2 ноября) 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1900 г.
Начальник строительства:
Меженинов Н.П.

Восточный подход к КВЖД. 110 верст (117 км). [Карта] Маршрут: Никольск-Уссурийский - Пограничная. Начало работ - 1897 г. Открытие рабочего движения - 1 (13) января 1899 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1900 г.
Начальник строительства: ?

-9

Паромная железнодорожная переправа. Маршрут: Байкал - Мысовая, с 1903 до Танхоя. Начало строительства парома-ледокола "Байкал" - 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 24 апреля (7 мая) 1900 г.

-10

Забайкальская линия. 1036 верст (1105 км). [Карта] Маршрут: Мысовая - Верхнеудинск -Чита - Сретенск. Начало работ - 11 (23) апреля 1895 г. Открытие рабочего движения - 6 (18) января 1900 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (14) июля 1900 г.
Начальник строительства:
Пушечников А.Н.

-11

Западный подход к КВЖД. 324 версты (346 км). [Карта] Маршрут: Китайский Разъезд - Маньчжурия. Начало работ - 1897 г. Открытие рабочего движения - 10 (23) февраля 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 12 (25) октября 1901 г.
Начальник строительства:
Адрианов Г.В.

-12

Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская линии. 2377 верст (2536 км). [Карта КВЖД]
[
Карта ЮМЖД] Маршрут: Маньчжурия - Харбин - Пограничный; Харбин - Чанчунь - Порт-Артур. Начало работ - 28 августа (9 сентября) 1897 г. Открытие рабочего движения - 21 октября (3 ноября) 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (14) июля 1903 г.
Начальник строительства:
Югович А.И.

-13

Кругобайкальская линия. 244 версты (260 км). Маршрут: Байкал - Слюдянка - Мысовая.
Начало работ - конец 1899 г. Открытие рабочего движения - 18 сентября (1 октября) 1904 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 16 (29) октября 1905 г.
Начальник строительства: Савримович Б.У.

-14

Амурская линия с ветвями. 2096 верст (2236 км). Маршрут: Куэнга - Зилово - Алексеевск -река Амур; Бочкарево - Благовещенск; Рейново - Рухлово; ветвь на Кивду. Начало работ -  1907 г. Начало регулярного сообщения до реки Амур - 10 (23) марта 1915 г.
Начальники строительства очередей, с запада на восток: Зеест Б.В, Подруцкий Е.Ю., Трегубов В.В.,
Ливеровский А.В.

-15

Сооружение Амурского моста. Менее 3 верст (около 3 км). Начало строительства - 12 (25) августа 1913 г. Сдача в эксплуатацию и начало сквозного регулярного сообщения от Санкт-Петербурга до Владивостока по территории России - 5 (18) октября 1916 г.
Начальник строительства:
Ливеровский А.В.

Обратите внимания на фамилии инженеров – очевидно, что именно Речь Посполита дала основную прослойку образованных инженеров и проект-менеджеров для мега-проекта. Вот так простые «поляки», не гнушавшиеся работой, могли делать умопомрачительную карьеру в России. Так было сто лет назад, точно так же происходит и сегодня, когда и исторической родины Жоржа бегут тысячами будущие успешные менеджеры, управленцы и инженеры, технологи и строители в услужливо распахнувшую свои объятья матушку Русь.

Скажу только напоследок - общая постройка Великого Сибирского Пути обошлась казне Российской империи до начала первой мировой войны почти в полтора миллиарда золотых рублей (1.455.413 тыс.руб.). Чтобы понять сколько это – в нынешних деньгах сумма была бы примерно такой – умножьте на 1 100 (приблизительно в столько раз инлфяция сбила рубль с «золотого» до нынешнего) и получим … 60-70 миллиардов долл. США. Но тогда и коррупция была не столь махровой, она вмещалась в первые проценты от общей суммы. Сейчас, пожалуй, и в 200 миллиардов долл. США не управились бы. Да и не факт, что построили бы вообще – вряд ли в современной России осталась инженерная сила, способная выполнить проектирование в таком объёме – с тысячами объектов инфраструктуры - мостами, эстакадами, туннелями, разъездами и т.д. и т.п.

В общем, что и говорить, ехал наш Жорж не по путям железнодорожным, а по самому настоящему памятнику героизма, истории и музею инженерной мысли, ничего равной по масштабу никогда не осиливающей.

Тем временем вагон постепенно проснулся, галдеж и суета заполнили все пространство многоярусной общаги на колёсах. Склоки в очередях в туалет, хлопающие поминутно двери, громкие женские голоса, крики детей и ор младенцев – привычная атмосфера бюджетного железнодорожного путешествия закрутила и понесла Жоржа от мыслей о вечном к заботам о мелочном и сущем. Галина уже проснулась и, скрыто излучая женские волны удовлетворения, возникающего обычно от осознания своей привлекательности и востребованности, накрывала к завтраку нехитрую самобранку. Сегодня до Уфы у них с Жоржем случились: сушки маковые, печенье «Юбилейное» с глазурью, чай в подстаканниках железнодорожного образца, сыр российский твёрдый, в составе бутербродов с маслицем, а также конфеты в шуршащих обёртках, на разворачивание которых чутко реагировали уши всех малышей в возрасте от одного до 14 лет по всему вагону.

-16

Пока наш путешественник, не торопясь, усваивал углеводы совместно с жирами без намёка на присутствие в пище клетчатки и живых витаминов, кроме D и E (любой диетолог современного толка забился бы в праведной истерике от этого утреннего сочетания), поезд неторопливо вступил в предместья Уфы, пощёлкивая на стрелках металлом и виляя хвостом дальних вагонов на немножечко расшатанных за столетия перманентного ремонта путях.

Уфа, чей абрис похож на голубку, вырезанную из бумаги, встретила Жоржа низкими крышами деревянных домов, постепенно переходящих в силикат построек середины прошлого века.

Любой услужливый путеводитель скажет вам, что Уфа́ (башк. Өфө) — город в Российской Федерации, столица Республики Башкортостан, крупный промышленный, транспортный, спортивный, научный и культурный центр России. Тот факт, что город является многоконфессиональным религиозным центром, свидетельствует о том, что в городе остался костяк осёдлого населения сегодняшних башкир, которые формировались как нация в тесном взаимодействии с монгольским влиянием, распространявшимся на Запад.

Если бы Жорж погуглил в Интернете, то смог бы узнать, что Уфа – город необычный, со своей гордостью и самоуважением. Любит местная власть свою вотчину и пестует её - Уфа совсем не зря выбрана для проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2015 году, а также для проведения ряда мировых спортивных соревнований.

Численность населения — 1 082 000 человек. Уфа — город-миллионник РФ, где с 2008 года сложился естественный прирост населения.

-17

Согласно интегральному рейтингу ста крупнейших городов России за 2012 год Уфа занимает второе место по комфортности проживания, а согласно рейтингу Forbes за 2011 год город занимает второе место по инвестиционной привлекательности (!). Учитесь, братцы! Вот что значит – хозяин в доме.

Эта местность во всю обозримую ширь исследованных исторических горизонтов была обитаема. Город стоит на узле вечной дороги с Востока на Запад – на одном из ответвлений Великого Шелкового Пути. На месте теперешней Уфы действительно был в древние времена богатый и большой город (вероятно, торговый как контактный центр для связи Средней Азии с Сибирью). Так, в XVII веке при работах по проведению новых улиц разраставшейся Уфы было найдено много древних могильников, в которых в изобилии попадались золотые и серебряные деньги и вещи. Что за народ проживал в городе достоверно неизвестно. Скорее всего, по примеру Хазарского каганата – всех понемногу – торговцы нации не имеют, в отличие от местного, стародавнего населения, которое, как показывает анализ митохондриальной ДНК, на удивление стабильно проживает в местах своих поселений тысячелетия кряду. Что важно – вокруг города были курганы. И до Аркаима относительно недалеко. Выводы делайте сами.

В общем, когда в 1573 году башкиры добровольно попросились под корону уже Русских царей (так говорит история), они уже владели этими землями не первое поколение. Правда, теперь башкирами себя считают, согласно последней переписи, менее 20% от населения Уфы, уступая пальму первенства не только русским (коих чуть больше 50%), но и татарам. Время меняется, и лики мегаполисов и больших городов России унифицируются даже в национальном составе.

Город Уфа богат, уже, правда не торговлей, а в основном промышленностью. Основа экономического кулака города – предприятия, которые занимаются нефтепереработкой, химией, машиностроением. «Белая кость» Уфы, впрочем, топливно-энергетический и машиностроительный комплексы.

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что Уфа получилась очень приятным городом для существования в нынешней России - по рейтингу, составленному Санкт-Петербургским Институтом урбанистики, Уфа занимает второе место по удобству проживания среди 100 крупнейших городов России на 2012 год. Наиболее благоприятный город по уровню жизни определялся из соотношения показателей цена/качество.

-18

Из известных уфимцев следуют отметить Спивакова, Шевчука из ДДТ (народного артиста республики, между прочим), художников Ракшу и Нестерова, танцора Нуриева, Довлатова, не нуждающегося в представлении и, естественно, Эльвиру Набиуллину. Из локальны х героев, чьи деяния не сильно афишируются на просторах всей России, но, тем не менее, кого обожают и боготворят на своей родине, необходимо отметить башкирского поэта и писателя Мустая Карима («Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения»).

И, комплиментом сторону Жоржа, пожалуй, отметим ещё и уроженца Уфы Кудаша Сайфи Фаттаховича (1894—1993), ставшего народным поэтом Беларуси. Вот такая ниточка связи!

Впрочем, Жоржу было не до этих энциклопедических знаний. Он, завороженный, наблюдал в окно, как раскрывается перед ним действительно симпатичный и приятный город. Ещё один город, который больше Гомеля – один из десятков городов миллионников России, размер и масштаб которой Столбунский только начал осознавать.

Когда поезд остановился на перроне, наш путешественник вышел размять кости на удивительно опрятный вокзал. Весна набирала свою силу и воздух наполнялся усиливающимся предощущением счастья, которое игнорировать было положительно невозможно. Прошло всего несколько дней с момента начала великого исхода Жоржа на восток, а сколько новых впечатлений уже получено! «Это вот так живешь всю жизнь в своём хлеву – думал Столбунский – и ничего этого не видишь! Смотришь телевизор, жаришь себе яичницу, не видишь ничего, дальше ближайшей рощи и берегов Беседи, видишь всё время одних и тех же людей. А жизнь – она же другая, разная, богатая на картинки – нужно только поднять себя с лежанки на теплой печке и отправиться в путь!»

А впереди Жоржа ждали Рипейские, как их называли в старину, а нонче известные как Уральские - горы. Поезд после стоянки вобрал в своё чрево накурившихся и находившихся пассажиров, терпеливо принял новую кровь с котомками и клунками , медленно отплыл от края платформы и, набирая постепенно скорость, пошёл дальше на восток.

Мимо плыли небольшие города, деревеньки и полустанки. Красиво стоял сосновый лес. Берёзовые рощи тянулись на километры. «Красота какая! – восхитился про себя Жорж, приплюснув нос к оконному стеклу, - у нас так деревья ровно и прямо не стоят! Видно, где какая земля, такая и форма у ствола. Тут деревьям вольготно и хорошо, вот и растут они ровнёхонькие и высочезные… А грибов, поди, меряно-немеряно», - с грустью подумал Столбунский, дюже любивший забаву грибособирательства. Он представил себе тусклые ряды трехлитровиков с моховиками, шеренгу литровых банок с боровиками и бочки - с опятами, груздями и волнушками, которые стояли у него в подвале. Подумал и загрустил – по дому, по хлеву, по грубке на своей печке, где так хорошо парить старые кости после работы, натопив до красного каления… Но сентиментальная пауза длилась недолго. Вскоре Галина отвлекла Жоржа предложением скрасить тяготы путешествия умеренным употреблением легкого алкоголя. Извлеченная бутылка хереса желтой этикеткой нагло звала и манила Столбунского.

Устоять ей было положительно невозможно!

Теперь я просто должен как автор дать несколько сносок на встретившиеся в тексте диалектные слова.

1. Клумка, клунка

Ударение: на первый слог.

Значение: большая, нагруженная вещами сумка, мешок, тюк, узел, котомка; мн. клýмки, клýнки, род. пад. клýмок, клýнок, иногда клýнков – cобир. вещи, пожитки, скарб, добро.

Регион: Белоруссия, Брянская обл., Литва.

Статус: регионально разговорное.

Происхождение слова: от блрс. клýмка "котомка, сумка", клýмак, клýнак "узел, тюк, вьюк, котомка".

2. Грубка

печь с лежанкой у малороссов (и юго-восточных белорусов - примечание автора).

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

Но вернемся к нашему повествованию.

-19

Первый глоток сладкого крепленого вина совпал с появлением на горизонте горных отрогов. «Так вот вы какие – горы Уральские – робко подумал Жорж и почему-то вспомнилось ему: «Во глубине сибирских руд…», но Сибирь была здесь ещё явно не при чём, и Жорж налёг на вино.

Поезд начал понемногу набирать высоту, но, к слову, это было не очень заметно, потому что на Южном Урале высота гор не велика – первые сотни метров обычно и технике не приходится особо напрягаться, преодолевая такие препятствия, тем более, что царские инженеры рачительно прокладывали дорогу таким профилем, чтобы она особо не забиралась ввысь – всё больше долинами, долинами…

Природа стала очень живописной – горы, лес, речки.

-20

Жорж не мог оторваться от созерцания. Красота пейзажей действовала на него магически. Но он отмечал, как резко начала отличаться наблюдаемая природа от привычной ему. Масштаб очаровывал. После плоской равнинной Беларуси, где маленький холмик уже казался горой, уральские ландшафты просто заставляли съёжиться хрупкую и чувствительную душу Жоржа своим величием. Он даже забыл про стрелы Амура (не реки, кончено же, а пухлого херувима с колчаном) и погрузился полностью в созерцание.

К времени послеобеденной тягучей неги поезд постепенно преодолел размазанные по равнине горные кряжи и подошёл к Челябинску. Город суровых мужчин не старался казаться неприступным. Он таким и был. В окружении заводов, труб и ржавых остовов промышленных объектов, Челябинск встречал подъезжающих плотным дымом от многочисленных промышленных изрыгающих выбросы жерл. Плотная шапка свинцового тумана висела над городом так зримо, как грозовая туча.

Впрочем, по мере приближения к центру города, шапка рассеялась и внутри «грозового кольца» город предстал вполне милым со своим уникальным лицом, пусть немного со щербатой улыбкой, проводя аналогии с человеческим образом, но достаточно располагающим. Как и все большие промышленно-транспортные центры в России, городу недоставало своей изюминки, он, как будто прорисованный под копирку, был одновременно похож на все российские молодые города сразу.

Территория города располагается на бывших башкирских землях, собственно, и корни происхождения наименования Челябинск, скорее всего, ведут свою историю от речки и поселения Селяба. Но это только версии, впрочем. Сам Челябинск, заложенный как крепость в 1736 году, рос вместе с промышленным и рудным делом. Рос быстро, сильными толчками. В 1892 году город уже связывала железная дорога с Москвой. Это обстоятельство позволило городу с 20 тыс. населения за 13 лет увеличиться в три раза – до 60 тыс.

Выросший из рабочих поселков, Челябинск и сейчас представляет собой не цельный монолитный город, а, скорее, ожерелье нанизанных друг на друга районов, которые только в последние годы заботами губернатора с фамилией Юревич стали связываться в удобно состыкованную дорожную сеть.

-21

К сожалению, Жорж не смог посмотреть центр города с его «Кировкой» - где здания конца XIX века соседствуют с почти что небоскребом офисного назначения, расположившимся в самом центре гордости челябинцев – пешеходной улицы с многочисленными бронзовыми фигурами-памятниками, вписанными в городскую ткань:

-23
-24

Челябинск находится практически в географической точке центра Евразии, и этим как минимум гордится. Рядом с городом есть целый ряд мест, где установлены указатели Европа-Азия, причем каждое такое место считает себя уникальным и единственно верным, чтобы не разочаровывать немногочисленных туристов добирающихся до линии, где Европа и Азия разделены незримой чертой.

Город стоит на сравнительно небольшой речке Миасс, которая в черте Челябинска превращается в достаточно внушительное водохранилище.

Тот, кто любит этот город, обязательно найдет пару приятных и добрых слов для него, а также сумеет сделать роскошно привлекательные картинки – вот как здесь, в этом блоге.

-25

Ещё в период первых советских пятилеток Челябинск стал одним из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы. Затем, в 1941 году эвакуация еще более усилила промышленный потенциал города. В итоге он почти что стал городом-заводом и только одумавшись в последние годы, стал прихорашиваться и наращивать свой потенциал за заводскими проходными.

-26

Герб у Челябинска презабавный. Казалось бы – вот Южный Урал. А на гербе – верблюд! Наследие шелкового пути, говорят.

Жоржу было бы приятно узнать, что 0.4% от населения города составляют белорусы, но он не знал об этом факте, равно как и о том обстоятельстве, что из Челябинска ведут свою родословную Александр Починок, Галина Васильевна Старовойтова, Виктор Христенко – сплошь политическая элита нынешней России. Нет, не одними политиками славна земля южноуральская – есть среди челябинцев и Олег Митяев, и Анатолий Кролл и Валерия Авербах, Вячеслав Быков и Андрей Мезин.

И вообще, если так подумать, получается что Жорж не просто ехал по какой-то дороге с Запада на Восток – Столбунский повторял Великий шелковый путь.

Положа руку на сердце, такие города как Челябинск – пусть не обижаются его обитатели за мысли Столбунского – искренние и наивные мысли простого человека – похожи друг на друга как кучи мусора, высыпанные из контейнера на берегу озера или реки. Ветер растрепал пакеты и хвосты, взъерошил объедки – и вся оставшаяся кучка, тяготеющая к оседлости, равномерно распределяется в своем хаосе вдоль берега.

-27

К вечеру поезд прибыл в Курган, прежде чем занырнуть ненадолго на территорию Казахстана. Но чем же занимался наш герой послеобеденное время? К сожалению, или к радости – трудно сказать – Жорж провел эти часы на удивление спокойно и бессобытийно. Да, выходил покурить. Да, болтал с мужиками о вечном. Принял участие в стихийном концерте, где, навесив на грудь баян, путешествующий с одним из музыкальных товарищей аж до Иркутска, Столбунский вспомнил былые навыки и лихо сбацал пару народных песен, подпевая на белорусском, чем снискал себе заслуженную славу последователя «Песняров» и приглашения в три различные купе на продолжение банкета. Но Жорж отказался от таких заманчивых вариантов развития событий, чтобы провести побольше времени с Галей. Их роман разгорался спокойным и уверенным пламенем, чуждым протуберанцев и диких всполохов волнений – он горел ровно и спокойно, как паяльная лампа в руках у профессионального свежевальщика свиных туш. Собственно, сами условия их знакомства и оставшиеся четверо суток совместного пути не предполагали другой динамики модификации чувств.

Чем занимались наши голубки? Да тем же, что и все заключенные в вагонные капсулы в пути – разгадывали кроссворды, ели, пили и вели неспешные беседы с соседями, хвастаясь понемногу внуками, гордясь детьми и сожалея об ушедшем времени.

-28

Пока это тихое пасторальное времяпровождение тянулось вместе с неторопливым поездом, на горизонте логично и показались огоньки Кургана.

Город с населением в 350 тыс. жителей, расположенный на берегу Тобола, центр области, расположен в 2 000 км от Москвы. Город молодой – основан в 1679 году. С судьбой, отчасти похожей на историю Челябинска. Только поменьше все раза в три. На перроне, куда причалил уставший поезд, было темно и сыро. Жорж даже не решился выходить. Так, постоял в проходе тамбура, посмотрел в темноту, расцвеченную огоньками, и вернулся восвояси в теплое и уже обустроенное нутро вагона.

Но если бы Жорж знал, что именно в Кургане производятся известные боевые машины пехоты «БМП-3», с которыми тот тесно сталкивался во время службы в рядах СА, возможно, его интерес к городу был бы более откровенным и глубоким.

-29

Но Жоржа легко понять – каким-то неуловимым чутьём он то ли ощутил, то ли понял, что аура у города несколько подпорчена страданиями. Учитывая удалённость от центра России, город традиционно использовался властями как место ссылки. Только со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Но первоначально вся промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В общем, далекая провинция царской России. Если бы не Транссиб, то можно было бы сказать – практически недоступная. Это теперь из Кургана идёт местный лес на строительство знатных изб из оцилиндрованного бревна, а раньше-то кому этот лес был нужен – у всех своего хватало.

Что еще сказать про Курган? Гальцев родом из него. Не знаю, к чести ли Кургана это будет сказано или нет. Жека, опять же, исполнитель шансона – как это характеризует город? Или Лоськова Дмитрия, футболиста, взять, например. Хорошо это или плохо?

В общем, если и есть чем Кургану гордиться, так это тем, что по данным Центра экономических исследований РИА-Аналитика, Курганская область входит в пятерку регионов с самой высокой преступностью в стране. Так что, Жорж, правильно ты всё сделал. Сиди в вагоне, не высовывайся, жди когда поезд войдёт в пределы северного Казахстана – вряд ли ночью что-то можно увидеть, но, как говорится, - важен сам факт!

А пока поезд, покидая негостеприимный Курган, медленно разгонялся, Жорж вернулся к своей даме, чтобы, положа свою мозолистую крестьянскую руку на её ухоженную и пухлую ладошку, коротать часы до того момента, когда весь вагон погрузится в сумерки. Очень хотелось на рыбалку и драников, но Столбунский мужественно терпел – почитай почти пол дороги одолел незаметно!

Великое дело.